Амалиенау — район Кёнигсберга (нем. Amalienau), границы района: проспект Победы, ул. Лесопарковая, ул. Яналова и ул. Красная. Сейчас территория Амалиенау входит в Центральный административный район Калининграда.
Кёнигсбергское предместье Дальний Хуфен известно с 1558 года, а в 1820 году коммерческий советник Густав Шнель скупил себе все имения Дальнего Хуфена, объединил их и назвал новое поместье Амалиенау в честь своей жены Амалии. В 1901 году имение выкупило “Кёнигсбергское общество строительства и недвижимости” с целью построить элитный жилой район в соответствии с концепцией «Город-сад» (Придумана английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом в 1898 году.). Активное участие в создании «Колонии Амалиенау» принимали наиболее знаменитые на тот момент архитекторы Кёнигсберга: Ф. Ларс, Г. Хопп, К.Фрик, Ф. Хайтманн.

Участки под застройку были чётко распланированы, продумана планировка улиц. Район был распланирован нетрадиционно для прусского города, со множеством аллей, круговых площадей, извилистых улочек. До этого времени закон прусского градостроительства разрешал строительство только прямых улиц. Специально для этого проекта закон был изменён. Ни одна из улиц района не пересекается под прямым углом.
Застраивали «колонию Амалиенау» в основном малоэтажными домиками — особняками, виллами, которые были выполнены по индивидуальным проектам.
Особое внимание уделено было центральным улицам района: Лавскер Аллее (Проспект Победы) и Кёртеаллее (улица Кутузова). По Лавскер Аллее проходила трамвайная линия, связывающая «колонию Амалиенау» с центром города.
Уже в начале XX века виллы имели все удобства: электричество, вода, газ, канализация. При застройке района, архитектор и вдохновитель Амалиенау — Фриц Хайтманн использовал свой любимый стиль сельского поместья, придерживаясь которого и проектировал большинство домиков и вилл.

В состав Амалиенау входит Центральный парк культуры и отдыха, который в советское время носил имя Калинина, а до этого назывался Луизенваль.
История парка начинается в конце XVIII века. Тогда на этой территории находилась усадьба Пойентеров с парком. В 80-е годы XVIII поместье и парк приобрёл обер-бургомистр Т. Г. Фон Гиппель. По его инициативе парк был перепланирован в соответствии с английскими принципами. В 1796 году у наследников Фон Гиппеля парк приобрёл советник по делам школ К. Г. Бусольт. Он дал парку название Луизенваль в честь своей жены Луизы, хотя многие думают, что он назван в честь королевы Луизы.В 1808—1809 году парк стал летней резиденцией прусского королевского семейства. У них тут был дом, но он не сохранился. Особенно парк любила королева Луиза.
Именно здесь стоит кирха Памяти королевы Луизы. Есть и другие любопытные вещи.



Флигель охотничьего дома кайзера Вильгельму II. Его сюда перевезли из Роминтене, который после войны стал поселком Радужное. В 90-х годах XIX века в Роминтене было обустроено императорское охотничье имение. В 20 веке в этом домике бывал Геринг. Но он там не жил. Геринг построил неподалеку собственный охотничий дом, а в дом кайзера водили туристов. Во время войны в доме Геринга был штаб. Его сожгли в 1944 по приказу рейхмаршала, когда Геринг в спешке покинул эти места. Дом же кайзера частично уцелел. В советское время в нем располагались какие-то службы парка.

Ротонда королевы Луизы

Одна из вилл в Амалиенау.

А теперь виллы на улице Кутузова, хотя интересные виллы есть и на Каштановой аллее, и на улице Огарева. Я не везде успела побывать.

Ностальгические золотые шары

Похожие районы можно найти во многих городах. Например, в Москве – это поселок Сокол, построенный первоначально для художников, хотя дома там, конечно, гораздо скромнее.
Не знаю, имеют ли к «городу-саду» отношение улицы, сплошь застроенных дорогими виллами, которые есть, например, даже в таких небольших города, как Римини или в предместье Бонна Бад-Годесберге. Видимо, это было в тренде. Теперь же, как мне кажется, богатые строят свои «города-сады» подальше от города и за большими заборами, как в московской Рублевке.
Кенигсбергские виллы – не самые интересные, но людей туда водят на экскурсии, а экскурсоводы прямо захлебываются от восторга.
Очень неплохо жили некоторые горожане, но чего-то им явно не хватало. В этой связи мне понравилась фраза из статьи в Википедии, посвященной Амалиенау: «Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, внесла свои коррективы в застройку города. Поэтому к началу войны в Амалиенау были застроены не все улицы. Постепенно они, конечно, заполнились, но уже без той пышности. К тому же, планы архитекторов сбил и экономический кризис 1929 года. Кризис больно ударил и по Германии, и многие горожане не могли себе позволить богатую виллу. Как раз в этот период, около 1930 года появилось в районе первое трёхэтажное здание, чем была нарушена главная заповедь «колонии Амалиенау» — никакого строительства выше двух этажей». Увы, многие горожане не могли позволить себе виллу, причем, не просто виллу, а именно богатую виллу, из-за всяких там кризисов. А они ведь этого заслуживали. Разве нет? И пришлось беднягам жить в многоквартирных аж трехэтажных домах (одну из квартир в таком доме я показывала в прошлых постах). Ну как тут было не начать бороться за жизненное пространство? А, любопытно, если бы наши деды сдались, как мечтают некоторые их внуки и правнуки, то каждый немец мог бы позволить себе богатую виллу? И что бы могли себе позволить эти внуки и правнуки?

Заодно покажу и квартиру в трехэтажном немецком доме в этом районе, которую мы снимали.

Ну, еще кухня, ванная, большая прихожая, где хозяин устроил небольшой музейчик советского быта (радиола, старый телевизор и пр.). Потолки высокие. В таких квартирах всегда одинаковая температура, если не топить, конечно.

Ну и еще:
Овраг. В районе парка и зоопарка много таких оврагов:

Деревья на разделительной полосе посередине улицы:

Картинки кликабельны.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

©