Как продавать онлайн-курс: рассматриваем все этапы
Может показаться, что продажи — заключительный этап перед запуском курса. На самом деле продажи начинаются в тот момент, когда вы решаете запустить образовательный проект. Подробнее об этом читайте в статье Руслана Гумарова — маркетолога онлайн-платформы CORE. Примерное время на прочтение — 10 минут.
Продажа онлайн-курса — это не только анонс на рекламных площадках. Это ещё и кропотливая работа над образовательным контентом — в идеале, это разработка образовательной траектории под конкретные «боли» и запросы пользователей. Поэтому под продажей онлайн-курса можно подразумевать все этапы его создания. Их мы и рассмотрим в этой статье.
Изучить целевую аудиторию своего курса или онлайн-школы нужно ещё до того, как вы займётесь его созданием. Ведь тогда вы сможете сделать свой инфопродукт максимально полезным для студентов, и они сами захотят купить его, узнав, чему смогут научиться.
Если же курс уже есть, ЦА всё равно необходимо тщательно проанализировать, чтобы сделать правильные акценты в рекламе, возможно, что-то переделать в продукте.
Что вам нужно понять на этом этапе
что продавать: как курс решит проблему студентов, как они справляются с ней сейчас;
где продавать: на каких ресурсах проводят время клиенты — ВК, Инстаграм, ТикТок и так далее.
Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно узнать про свою аудиторию как можно больше и разделить её на сегменты, выбрав ключевые из них. Делать курс «для всех» непродуктивно — даже онлайн-университеты, которые предлагают широкий выбор курсов, создают отдельные продукты под ограниченное число сегментов.
Чтобы познакомиться с аудиторией поближе, сделайте следующее:
Составьте опросник для потенциального покупателя с вопросами, которые помогут составить общий портрет аудитории, — «Где работает?», «Какое кино любит?» и так далее. Проанализируйте текущую аудиторию. Повесьте в сторис / шапке профиля / таплинке или дайте в чат-боте или в рассылке опросник для потенциального покупателя с вопросами, которые помогут составить общий портрет аудитории. Аудитория охотно отвечает на вопросы про себя. Ищите пересечения — общие моменты. Это поможет понять, какая целевая аудитория у вас уже есть и насколько она соответствует тому, как вы представляете себе студента своего курса.
Проанализируйте аудиторию конкурентов, а также с помощью специальных сервисов и приложений выясните, какие сайты и паблики читает ваша аудитория, и изучите тематические форумы. На этом этапе Яндекс.Вордстат поможет найти поисковые запросы по вашей теме, а сервисы опросов, размещённые в соцсетях проекта (например, Google Forms) и SimilarWeb, — понять интересы ваших посетителей и ресурсы, которыми они пользуются.
Проведите интервью с людьми, которые проходят онлайн-курсы. Обсудите с ними, что им понравилось в онлайн-курсах, а что хотелось бы изменить. Чем больше таких интервью вы проведёте, тем лучше. Но если вы ограничены во времени и ресурсах, пообщайтесь хотя бы с 20 респондентами.
После того, как вы проделаете эту работу, создайте для своего курса несколько студенческих портретов: кто они, сколько лет, о чём мечтали, чем занимаются в свободное время, чего хотят сейчас. На основе этого уже можно работать над программой курса и создавать рекламные креативы.
Отбор материала и выбор модели курса
Когда вы отбираете материалы для курса, всегда нужно держать в голове результаты, к которым хотите привести учеников. Каждый последующий модуль должен логично вытекать из другого, и каждый информационный блок нужно сверять с целями курса — продвинул ли он слушателя вперёд?
Классическая модель обучения, знакомая нам со школы, — цикл «теория-практика-теория-практика». Но это далеко не единственный способ преподать знания. Для онлайн-курсов есть ещё как минимум 2 продуктивных модели, которые подходят взрослым.
Модель Дэвида Колба
Теория построена на идее о том, что все взрослые люди уже имеют тот или иной жизненный опыт, и новые знания им гораздо проще принять с опорой на него. Эта модель состоит из 4 этапов:
Актуализация конкретного опыта (около 10% времени). Обучение начинается с того, что в игровой форме, через интересные вопросы и задания, человек вспоминает, что он уже знает о теме изучения. Ученик может делать предположения, цель вопросов на данном этапе — не оценить знания, а вовлечь. Сейчас человек должен ощутить значимость темы, которую изучает.
Анализ и закрепление уже известного (20% времени). Тьютер задаёт учащимся вопросы, они анализируют, насколько эффективны их решения на прошлом этапе. Разрозненные знания выстраиваются в логическую структуру.
Изучение новой теории (50% времени). Преподаватель, исходя из уже сформулированных учениками выводов, даёт им недостающие блоки теории, помогает выстроить взаимосвязи и закономерности, осмыслить новые идеи.
Практика и итоги (30% времени). Полученная на прошлых этапах теоретическая модель применяется на практике, ученики выполняют задания.
В онлайн-курсе актуализация знаний и выполнение упражнений могут быть решены в виде иллюстрированных историй-ситуаций, когда учащийся должен выбрать одну реплику из нескольких предложенных и тому подобное.
Дрейфусовская модель
Согласно ей, человек на пути обучения проходит 5 стадий постижения навыков, от Новичка до Мастера. Учитывайте это, когда помогаете студентам освоить практику: начинайте с конкретных примеров и доводите до самостоятельного проекта.
Новичок. Человек на этой стадии, как правило, не хочет учиться, но хочет сразу же получить результат. При этом его знания о предмете настолько малы, что он может только взять правило и применить его для получения конкретного результата. Например, посмотреть мастер-класс по рисованию круассана и повторить.
Продолжающий. Для него всё ещё важны правила, но он уже начинает формулировать общие принципы: например, сам может изобразить круассан на листе другого формата и сделать его на картинке более поджаристым. Но нарисовать капкейк ему пока не под силу.
Компетентный. Человек уже понимает, что правила — не непреложная истина. Он может отступать от них, потому что понимает принципы и модели работы. Он может понять, как рисовать не только круассан, но и эклер, и капкейк. Знания компетентного уже можно передавать новичкам.
Специалист. Работа специалиста становится интуитивной, он больше не проговаривает правила, а видит цельную систему и понимает, как достичь результата. Специалист способен нарисовать любую еду!
Эксперт. Он применяет весь багаж своих знаний, легко находит новые пути решения задач. Эксперт может передавать свои знания в виде книги или лекций. Если вы задумались над созданием курса, значит, вы — уже эксперт!
Мастер. Гений своего дела, эксперт, который находится в потоке и достигает цели с совершенством.
Выбор платформы для создания онлайн-курса
Когда курс уже создан на бумаге, нужно перенести его на специальную платформу, где будут учиться студенты. Выбор платформ огромен!
Антитренинги
Плюсы
Большой выбор тарифов (от 2000 до 200 000 р.).
Интегрируется с CRM-сервисами, Zapier, обеспечивает email-рассылку и работу с платёжными системами.
Включает в процесс обучения игровые элементы.
Можно перевести интерфейс на другие языки.
Брендирование страницы.
Автопроверка домашек.
Минусы
Если вы превысите допустимый лимит объёма памяти, каждый дополнительный гигабайт обойдётся в 2 рубля в день.
Есть только ПК-версия, без мобильного приложения.
Ориентирован только на руководителей компаний и обучающий бизнес.
ZenClass
Плюсы
Нет мобильного приложения, но есть оптимизация под мобильные телефоны.
Бесплатная онлайн-касса.
Быстрая и хорошая техподдержка.
Нет ограничений на количество участников и используемую память.
Минусы
Один тариф, без возможности выбора.
Нет мобильного приложения.
Вебинары придётся проводить через интеграцию с Ютубом.
CORE
Плюсы
Возможность создать курс и оценить работу платформы до оплаты.
Понятный интерфейс и логика работы.
Возможность использовать стоп-уроки.
Реализованы смешанное и проектное обучение, можно делать индивидуальные программы.
Есть готовые шаблоны уроков, автопроверка домашек и возможность делиться материалами с коллегами.
Инклюзивный дизайн и подстройка под устройства любого типа,
Легко собирается аналитика, подключается онлайн-касса.
Email-рассылку можно подвергнуть A/B-тестированию.
Количество учеников не ограничено.
Минусы
Максимальный объём памяти для хранения данных — всего 3 Гб.
За смс-сообщения надо доплачивать.
Рассылку можно делать только через Justclick.
В сети много негатива о техподдержке.
Запуск продвижения
После того, как вы изучили свою целевую аудиторию и создали курс на платформе, самое время заняться его продвижением. Этот этап — самая вершина айсберга.
Лендинг
На одностраничном сайте кратко расскажите о сути своего курса, результатах, которые достигнут ученики, сроках проведения, спикере и тарифах. Не перегружайте лендинг количеством экранов и дайте возможность посетителю задать вопрос. Обязательно сделайте несколько заметных кнопок регистрации, в том числе вначале — для тех, кто уже принял решение.
В качестве хороших примеров могу привести следующие:
Лид-магнит
Привлеките аудиторию с помощью бесплатных инфопродуктов: гайдов, вебинаров, статей и других. Если вы планируете не один поток курса, а школу, которая будет работать долго, — собирайте коммьюнити в соцсетях и постите полезную информацию там.
Вирусный контент
Сделайте свой курс таким, чтобы результатами заданий хотелось делиться, и обещайте бонусы за рассказ о вас в соцсетях. Примеры вирусного контента, который мне нравится:
Современные реалии таковы, что привычные схемы продаж, которыми пользуются инфобизнесмены, не работают так же эффективно, как и раньше.
Тренд на то, чтобы растить показатель LTV (пожизненная ценность). А это можно сделать только в том случае, если учитывать все факторы: исследовать аудиторию, большое внимание уделить образовательной модели, сделать удобным и приятным интерфейс курса, подогревать интерес аудитории крутыми и полезными материалами.