Как поменялось покупательское поведение пользователей к 2021
Год выдался не из самых легких, а пандемия до сих пор на повестке дня. Вести бизнес
по-старому уже не всегда получается, да и не нужно. Давайте вместе сделаем из лимонов
лимонад и адаптируем свой бизнес под новые привычки пользователей.
Выделим 7 основных тенденций покупательского поведения и посоветуем, что сделать в сложившейся
ситуации.
Увеличение онлайн-заказов
За последний год, согласно исследованию Criteo, более 35% россиян открыли для себя заказы товаров
онлайн и около 24% — доставку еды. По данным Data
Insight, за сентябрь было совершено 63,5 миллиона онлайн-покупок. Это на 62% больше, чем
в этом же месяце в прошлом году.
Пользователи, которые до этого не покупали онлайн, научились это делать и теперь продолжают совершать
покупки в интернете. Компании больше не могут позволить себе не выходить в онлайн.
Для тех, у кого уже есть сайт, рекомендуем обратить внимание на его юзабилити, а именно насколько
удобен ресурс для заказа товаров/услуг. Подробнее о том, какой должна быть Главная страница, навигация
и формы на сайте.
Такие интернет-магазины, как Wildberries, Lamoda и Ozon, стали привлекать партнеров, размещая их товары
у себя. С одной стороны, вместе компаниям легче развиваться, а, с другой стороны, пользователям
удобнее находить все необходимое на одном сайте .
По данным Criteo, за последний год более 30% пользователей совершили
покупку в магазине со смешанным ассортиментом и 29% клиентов отмечают уникальный ассортимент одним
из главных критериев при выборе товара.
Основная рекомендация: пробуйте разместить свои товары на известных площадках. Подробнее
о преимуществах и первых шагах по размещению рассказали
здесь.
Покупки через мобильные приложения
Компания Statista
прогнозирует к концу 2021 года рост покупок через мобильные приложения до 70-75%. Около 27%
респондентов, согласно исследованию Criteo, указали, что в 2020 году впервые сделали заказ
в мобильном приложении:
Если все-таки решились разрабатывать мобильное приложение, то советуем просмотреть статью о том, как
компания Роскачество провела сравнительный анализ приложений по доставке готовой еды и советует
ориентироваться на победителей рейтинга.
Проведение досуга в соцсетях и мессенджерах
По исследованию Data Insight и Яндекс.Касса, 55% пользователей делают покупки
в социальных сетях и 13% — в мессенджерах. Больше всего пользователей
во ВКонтакте — 44% от всех пользователей интернета.
Как адаптировать бизнес под мессенджеры и соцсети:
В России на данный момент из дома работает более 3,5 млн человек, что в 110 раз больше, чем
до пандемии (подробнее об этом феномене). Более 52% респондентов отметили, что
стали готовить еду дома и продолжат этим заниматься, а также 57% планируют и дальше проводить
больше времени дома (по данным Criteo).
Согласно исследованиям Nielsen Group, в России увеличились заказы товаров для дома, красоты и здоровья
на 151%, игры на 129% и продукция для домашних питомцев на 115%. К середине года был
замечен рост продаж ингредиентов для приготовления сложных блюд и «антистресс»-товаров (шоколад,
чипсы):
При этом усилился тренд на покупку вещей отечественного производства и продуктов от локальных брендов. Например, Wildberries отметил рост
продаж товаров российского производства в апреле-мае на 130%.
Как на это реагировать:
Явный вывод: пользователи стали чаще оставаться дома, поэтому все продукты стоит ориентировать под домашнее
потребление, готовить соответствующие предложения для клиентов.
Рекомендуем настроить электронную коммерцию в Яндекс.Метрике и Google
Analytics, чтобы лучше понимать, на какие товары снижается и повышается спрос.
Пандемия приучила нас экономить и делать запасы. Около 55% людей указали, что в той или иной мере
испытывают стресс по следующим причинам (результаты исследования аналитического центра НАФИ):
К сожалению, такие настроения придется наблюдать еще как минимум год-два, поэтому ждать увеличения среднего чека
не стоит.
Рекомендуем сохранять историю заказов клиента и на основе этих данных рассылать индивидуальные
предложения в виде email, push-уведомлений или sms-рассылки.
Например, можно предлагать докупить закончившийся товар или оповестить об акциях на часто заказываемую
категорию. И не забываем про ретаргетинг.
Если вы продаете товары не первой необходимости, то рекомендуем в описании к каждому
товару обосновывать цену. Ловите инструкцию, каким должен быть текст на странице товара.
Актуальность доставки и упаковки
По отчету Data Insight, в этом году многие магазины инвестировали в проектирование
логистики и расширение складских помещений. И не просто так: если верить данным Criteo, для 61% респондентов лояльность стоимость
доставки является основным критерием выбора, а 57% пользователей становятся постоянным клиентом магазина, если
у него быстрая доставка.
Что делать:
Еще раз взгляните на упаковку ваших товаров. Насколько она прочная и удобная для
транспортировки — возможно, ее стоит дополнить или усилить?
Стоит продумать красивую тематическую упаковку и в целом процесс заказа подарков, чтобы не терять
клиентов в праздники.
Рекомендуем расширить список партнеров среди транспортных компаний, чтобы помочь пользователю выбрать наиболее
удобный вариант. Службы доставки, с которыми сотрудничают известные интернет-магазины (подборка от Data Insight):
Резюмируем
Люди привыкли сидеть дома и решать большинство задач онлайн, без посещения магазинов и офисов. И это
напрямую влияет на покупательское поведение при выборе товаров и услуг. В мире до сих пор
неопределенность, поэтому важно развивать гибкость, чтобы оперативно подстраиваться под изменения рынка.