Из-за дурной погоды сижу дома, и вот впервые посмотрела фильм 1954 года «Испытание верности». Сегодня старые советские фильмы смотрятся как фильмы из другой реальности, и мне хочется поговорить об этом.
Фильм снят Иваном Пырьевым по пьесе братьев Тур, а в главной роли он снял свою жену Марину Ладынину.
«Испытание верностью» – не лучший фильм Пырьева. Его лучшие фильмы, на мой взгляд, это «Идиот» (1958 г.), «Братья Карамазовы» (1968 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свет далекой звезды» (1965 г.), «В шесть часов вечера после войны» (1944 г.). Но это и не худший его фильм, и вообще плохих фильмов у Пырьева не было.

Марина Ладынина здесь сыграла свою последнюю главную роль в фильме, а было ей 46 лет. Пырьев больше не снимал ее в своих фильмах, они расстались в 1960 году. Причиной развода стало увлечение супруга молодыми актрисами. Его роман с Людмилой Марченко, завязавшийся на съемках «Белых ночей» (1959 год), стал последней каплей, и хотя он потом пытался вернуться к жене, она его не простила. Официально они развелись в 1962 году. Говорят, что Пырьев, бывший в ту пору председателем Союза работников кинематографии СССР, запретил другим режиссерам снимать бывшую строптивую жену, но я что-то сомневаюсь, что они сами хотели ее снимать – все же возраст есть возраст.

По сюжету «Испытание верностью» перекликается с будущими перипетиями жизни режиссера (он в этом фильме выступил и в качестве сценариста). Главный герой, Андрей, – большой начальник в сфере железнодорожного строительства – загулял. Под предлогом большой загруженности, он проводит вечера у любовницы. За это его осуждает собственный шофер, с которым они вместе еще с войны, с 1944 года. «Да что же она тебя околдовала?» – «Очень может быть», – отвечает герой с блудливой улыбкой. Представьте себе, он настолько обнаглел, что не пришел домой в ночь под 1-е мая, когда они с женой договорились идти в театр. По-видимому, они женаты с 1945 года, а познакомились до войны. Она его ждала и дождалась.

https://www.kino-teatr.ru/acter/album/2788/178378.jpg

Но и его любовница – не юная девушка. Она хочет семью, статус, о чем и сообщает со всей непреклонностью. Женщина она – спокойная, но настойчивая.

Мужчина возвращается домой. Жена, Ольга, одевалась для театра, билеты пропали, но она перенесла это стоически. Переоделась, отпустила родных гулять по предпраздничной Москве, объяснила всем, что муж – очень занятой человек. Сама же она прекрасно понимает, что он ей изменяет, и когда муж пытается объясниться, легко его отпускает. Он собирает чемодан и уходит к любовнице пешочком. А живут они в центре Москвы: любовница – на Бронной, а жена – где-то в районе, близком к Кремлю. Герои фильма, кстати, прекрасно ходят по Москве пешком, игнорируя общественный транспорт.

Но разводиться нужно в суде. Ольга берет вину на себя, сказав, что у нее появился ухажер. Зачем Ольга взяла вину на себя? Она объяснила это тем, что не хочет считаться брошенной, не хочет, чтобы ее жалели.

Однако их не развели. Насколько я помню, прежде давали полгода на примирение, но здесь срок получился явно больше. Андрей регулярно навещает сына, Ольга и все ее родственники ведут себя с ним корректно, уважая то, что он – фронтовик, большой начальник и отец ребенка.

За это время жизнь с любовницей тоже дала трещину, и Андрей попросился перевести его на Крайний Север, куда поехал уже один. На Чукотке, в служебной поездке, его самолет потерпел аварию, он выжил, но попал в больницу. Узнав об этом, Ольга немедленно собирается к нему. Все домашние одобряют этот поступок: ведь Ольга едет к мужу – их же так и не развели. В больнице ее встречают со всем уважением, а муж, наконец, открывает глаза: теперь все будет хорошо.

Вот как должны себя вести любящие жены, когда их муж, тем более большой начальник, ходит налево. В кино-то Ладынина сумела простить, а в жизни – нет.

И эта любовная история – только часть того, что происходит в фильме.



Главный герой фильма – отец Ольги Егор Лутонин. Вместе с ним, кроме семьи старшей дочери, живет еще младшая дочь и бывшая невестка Агаша с ребенком от погибшего на войне сына. Они все, кроме невестки, работают на автозаводе, а Агаша ведет домашнее хозяйство.
https://i.ytimg.com/vi/ALaIGE7NsW8/maxresdefault.jpg
Егор – потомственный рабочий. Его отец лил колокола, а он работает в горячем цеху автозавода. И есть у него любимый ученик, Петька, который придумал что-то невероятно ценное для увеличения выработки металла.
http://m.kino-teatr.ru/movie/kadr/2760/162241.jpg
Этот Петька со школы влюблен в младшую дочь Лутонина, в Варю.

А Варе нравится инженер Варенцов. Он за ней ухаживает, зовет замуж. Варю играет молодая Нина Гребешкова.
https://images.kinorium.com/movie/shot/45296/w1500_39362698.jpg
Инженер – это уже как-то подозрительно. Ладно еще придурковатый профессор, который приходит к Лутонину на завод, чтобы приобщиться к рабочей мудрости, но инженер этот какой-то мутный: и не профессор, и не рабочий. Не дает пока Егор согласия своего отцовского на брак. А инженер опубликовал статью, где использовал рацпредложение Петьки (будущий Саня Григорьев из «Двух капитанов»), а про него не упомянул. Это заметила Ольга, которая работает на заводе в чем-то похожем на лабораторию: вокруг нее – сплошные колбочки и скляночки. Она сделала инженеру выговор, а он оправдывался тем, что обсчитал и научно обосновал Петькину задумку, и, следовательно, изобретение законно принадлежит ему. Подумаешь, научно обосновал! А придумал кто? Скользкий тип, и шляпу еще надел.

У Егора есть лучший друг, его ровесник, который работает в бухгалтерии. Рабочие из цеха Лутонина и этот бухгалтер (или кассир) любят культурно проводить время: они играют в шахматы, поют под гитару, что, как вы сами понимаете, являлось типичным времяпровождением в рабочей среде.

Однако чаще всего они обсуждают рабочие проблемы. Невероятно их волнует, сколько они выплавили чугуна, и как выплавить еще больше. Но вот бухгалтер узнает, что инженер платит алименты. Так он разведенный? А хочет жениться на нашей чистой и наивной девочке! Варенцова разоблачают перед всем честным народом. Но он заявляет, что произошло недоразумение: никогда не был женат, а алименты платит своей маме. Инженер уверен, что теперь все пойдет хорошо и не понимает, что своим пояснением он вызвал всеобщее отвращение, потому как скрытый прошлый брак люди еще понять могут, но таких отношений с родной матерью – нет.

Итак, скользкий тип изгнан, а вся молодежь отправляется на Алтай, чтобы поднимать целину. Вот так поворот! Только что они были рабочими, а теперь станут крестьянами. Только что жить не могли без родного завода, а теперь их волнуют урожаи пшеницы, и все это так дружно, радостно, с песнями. Прощай, родимая столица, здравствуй, новая жизнь! Один бухгалтер переживает, что цех теперь не выполнит план, но Лутонин доходчиво объясняет ему, что партии виднее, где люди нужнее.
Одного Петьку не отпускают: уж больно ценный кадр, но потом и он уехал, чтобы быть поближе к Варе.

А вдовая невестка вышла замуж за военного летчика, друга ее погибшего мужа Павла, давнего поклонника Ольги, отчаявшегося ее завоевать, и уехала с мужем и дочерью на Камчатку.

В конце мы видим в знакомой квартире Лутонина с бухгалтером. Тот его подкалывает, что дом друга теперь так пуст, как и его холостяцкая берлога. Но Лутонин произносит речь. Он говорит, что главное это то, что он вырастил хороших детей, что Оля и Варя, да и Агаша нашли свое счастье. А погибший на войне сын всегда с ним рядом. Затем он упоминает еще какого-то погибшего Сережу, о котором до этого не было сказано ни слова. Кто этот Сережа? Сын, брат? Любопытно, что о жене Лутонин не вспоминает, а ведь кто-то же родил ему этих замечательных детей.
http://www.world-art.ru/cinema/img/10000/958/2.jpg
Теперь немного о бытовых деталях. Лутонин живет в отдельной квартире, от которой нам показывают гостиную, поделенной стеклянной перегородкой на две неравные части. Что это за планировка? Я таких не видела. Еще там есть балкон. А сколько там спален? Должна же быть отдельная комната для Лутонина, для семьи Ольги, для невестки с дочерью, для Вари? Или, ладно, пусть даже Варя живет в одной комнате с невесткой – все равно это четырехкомнатная квартира. Или Лутонин спит в гостиной? Тогда трехкомнатная. Все равно, неплохо они для того времени жили. Мои родственники, имеющие похожую по составу семью, до 1964 года жили в одной комнате, в коммуналке на 5-6 семей. Потом разъехались по хрущевкам. Они тоже были рабочие, работали в Метрострое и в горячем цеху, но, правда, большого начальника среди них не было. Может, в этом все дело? Но ведь показано так, что зять живет у Лутонина в примаках.
https://vdp.mycdn.me/getImage?id=307625528008&idx=0&thumbType=32
А у любовницы на Бронной – двухкомнатная нехилая квартира.
https://www.kino-teatr.ru/acter/photo/7/1/9417/178381.jpg
Еще у Лутониных есть дача – солидный дом из бруса.
https://vdp.mycdn.me/getImage?id=425233681128&idx=9&thumbType=32
В квартире Лутонина не пройти из-за большого количества мебели: всяких там тумбочек, кресел, этажерок. Там и буфет резной, и диван с высокой спинкой, и диван мягкий, и стулья венские, и стулья мягкие, и пара кресел – хватило бы на целый мебельный магазин. Но ведь все это стоило немалых денег.

То есть, мы видим так называемую лакировку действительности. Пырьев отнюдь не заморачивался реализмом. А вот, например, в фильме «Неподдающиеся», который выйдет в 1959 году, рабочие будут жить в общежитии, а в фильме «Девчата» 1961 года получение квартиры – огромная редкость и счастье.

Зато с каким удовольствием я смотрела на улицы Москвы – машин мало, и дома знакомые. А мебель! Диван с такой же высокой спинкой стоял у нас на даче, на нем любила рожать прабабкина кошка.

А резные буфеты массово выбрасывали в 60-е, но, чтобы вытащить их из квартир, их вначале рубили топором. А еще фикусы и пальмы, которые тоже выбрасывали.
https://vdp.mycdn.me/getImage?id=237013437168&idx=6&thumbType=32

Платья – с узкой талией, широкой юбкой, скромной расцветки. Рабочие вне работы постоянно носят строгие костюмы и галстуки.
https://images.kinorium.com/movie/shot/45296/w1500_39362682.jpg
И звучат песни Дунаевского.

Это – большой стиль. Сталин только что умер, еще не было XX съезда, и это – ключевой момент в фильме: событие, которого еще нет.

Мы видим страну в момент ее величия. Люди победили в войне, отстроили дома и заводы, выпускают свои легковые автомобили.
У великой страны – великие проекты: целина, строительство железной дороги на Чукотке. (Дорогу эту, кстати, так до сих пор и не построили).
Остановись, мгновение!
Не остановилось. Еще пара-тройка лет, и пойдут фильмы-рефлексии с хлипкими героями и вопросами, правильно ли мы живем. А героям «Испытания верности» такие мысли в голову не приходят, потому что они все делали правильно.

Чем меня этот фильм зацепил? В нем – остановившееся время, конец большой эпохи. Вот Нина Гребешкова – будущая жена Семёна Семёновича Горбункова, вот актер, исполняющий песню под гитару (Станислав Чекан) – будущий Михаил Иванович из “Бриллиантовой руки”.
Между “Испытанием верности” и “Бриллиантовой рукой” – всего 14 лет, а смотрятся как фильмы разных эпох (Сравните для примера 2007 год и 2021).
Вместо солидности и добротности – сплошная хлипкость. Вместо сознательных рабочих – нелепый Горбунков и обаятельные жулики. Кто-нибудь из них способен поехать на Север, чтобы строить новую жизнь? Нет, все они – не подвижники, а потребители, а за их спиной уже стоит некий шеф – глава преступного мира. Вот ведь как угадал Гайдай будущих хозяев страны!

Не слишком ли многого мы лишились вместе с громоздкими буфетами и фикусами?
В 1954 году страна была на повороте, и все могло пойти по-другому, но не пошло. Эх, не зря в фильме был и такой кадр:

А что станет с героями после 1955 года? Те, кто уехали на Алтай, да на Камчатку, в квартиру Лутонина не вернутся. Лутонин и его друг выйдут на пенсию: как раз Хрущев всеобщие пенсии ввел. Ольга с мужем вернутся, так как Трансполярную магистраль так и не стали строить. Скорее всего, Андрея уберут из начальников. Останется ли он в Москве, или еще куда его отправят? Допустим, оставят. В 90-х годах их сын будет обладателем очень дорогой недвижимости – как-то он ей распорядится? А инженер, наверное сделает неплохую карьеру и еще станет знатным прорабом Перестройки, а потом успеет что-нибудь приватизировать от того автозавода, ну, или его сын это успеет сделать. Так как-то.

©