Алексей Рубен, маркетолог
Обучение в онлайн-университете: курс “
Игровые методы в рассылках или геймификация – отличный способ разнообразить коммуникацию с аудиторией. Люди любят играть и охотно вовлекаются, даже если для понимания механики игры нужно приложить усилия. Недаром такой популярностью пользуются всевозможные офлайн-квесты и паб-квизы.
Люди готовы платить за то, чтобы бегать по городу или отвечать на каверзные вопросы, если процесс обставлен как игра.
Стоит отметить, что геймификация – довольно широкое понятие. Розыгрыши с репостами в социальных сетях, бонусные мили от авиакомпаний, карты лояльности с различными статусами покупателя, международная акция “Монополия в Макдоналдс” – все это тоже примеры геймификации.
В рамках акции Макдоналдс посетители могли отклеивать специальные стикеры и участвовать в розыгрыше призов
Другой пример геймификации – мобильное приложение для управления задачами Habitica, которое успешно имитирует ролевую игру:
Но независимо от канала взаимодействия, первоочередная задача остается неизменной – вовлечь человека в игру. Существует три основных мотивационных ресурса:
- Материальная награда (выраженная в бонусных баллах, скидке или просто деньгах). В данном случае есть риск потратить куда больше ресурсов, чем приобрести.
- Соревнование (статусы “лучший клиент месяца”, “самый успешный студент” и другие). Пребывание на вершине публичного рейтинга является для многих серьезным стимулом.
- Удовольствие от игры. Процесс игры превосходит результат. Например, в “Тетрисе” только единицы из миллионов игроков серьезно относятся к баллам.
Джонас Ньюбауэр – семикратный чемпион мира по “Тетрису”
Ключевой момент – хорошая игра обладает самоценностью.
О научной стороне вопроса
Чувства удовлетворенности и успеха, испытываемые игроком, становятся причиной более активной выработки эндорфинов, благодаря этому, улучшается общее самочувствие человека. Аналогичный механизм срабатывает у спортсменов после интенсивной тренировки. Увеличение выработки эндорфинов – это реакция организма на раздражитель.
Именно поэтому, к примеру, игроманам так сложно побороть свою зависимость. Проигрыш и желание отыграться становится для азартного человека таким же стимулом продолжать игру, как и выигрыш.
Почему люди играют в игры
Эксперт в индустрии видеоигр
1. “Простое веселье” (в основе: любопытство, удивление, неожиданность). Это игры, в которых отсутствует разделение на победителей и проигравших. Например, “однорукий бандит” от Pizza Hut, который гарантирует скидку на следующий заказ не менее 10%.
Размер скидки от Pizza Hut определяется случайным образом
2. “Трудное веселье” (в основе: вызов, фрустрация, радость преодоления). Это игры, где можно проиграть. Одна из самых нашумевших видеоигр 2017 года Cuphead, завоевала сердца критиков и игроков не только стильной графикой, но и сложностью прохождения. Жесткие враги, всего несколько жизней и никаких промежуточных сохранений. Победа при этом становится желаннее.
Игра Cuphead
3. “Социальное веселье” (в основе: конкуренция, общение, расширение кругозора). Этот тип игры основан на взаимодействии между людьми.
Пример – игра “Счастливый фермер” в социальной сети “ВКонтакте”. Миллионы людей помогали друзьям ухаживать за фермой или подсаживали сорняки и крали у них урожай.
Игра “Счастливый фермер”
4. “Серьезное веселье” (в основе: риск, концентрация, материальная выгода). Это игры, в которых можно проиграть деньги. Сюда можно отнести ставки на спортивные события, игру в казино, викторины с платным участием.
Например, компания МТС запустила масштабную викторину. Если пользователь остался недоволен результатом, он может попробовать отыграться за деньги:
Игры в email-рассылках
В зависимости от портрета вашего среднестатистического клиента и конкретных задач, могут реализовываться различные игровые механики.
Тесты и викторины
Проверить знания пользователей в определенной сфере – классический способ вовлечения, которым пользуются компании. Например, Яндекс:
Тест на знание сервиса Яндекс.Деньги в email-рассылке
Тесты особенно эффективны в случае с образовательными ресурсами. Тестирование на знание иностранного языка для потенциального клиента курсов – не просто игра. В этом случае возникает утилитарная ценность – человек может объективно оценить свой уровень и выбрать подходящий курс.
Опросы
Если опрос затрагивает интересные вашей аудитории темы, люди с удовольствием будут его проходить. Meduza активно пользуется этим инструментом: сначала на сайте появился опрос о допустимости лжи в разных ситуациях:
А спустя некоторое время был опубликованы итоги опроса. Люди активно делились материалом в соцсетях:
Задания на внимательность
Популярные примеры заданий:
- “Найди десять отличий”;
- “Кто тут лишний”;
- “Составьте код из спрятанных на картинке цифр”.
В рассылке магазина подарков PichShop предлагают скидку 15% за успешное выполнение задания: найти кодовые слова в изображениях из письма.
Рассылка PichShop
Продумывая процесс игры, учитывайте, что пользователи могут проверять почту с мобильных устройств. Старайтесь создавать игры доступными для максимального количества пользователей.
Игры на везение
Речь про лотереи, “колеса удачи” и прочих “одноруких бандитов”. Людей привлекает случайный шанс получить подарок или скидку. Такой вариант игры подойдет для бизнеса с низким средним чеком.
Советы для создания и вовлечения подписчиков в игру
Установите четкие правила
Старайтесь сделать правила игры понятными и доступными пользователям. Придерживайтесь этих правил на протяжении игры, чтобы процесс не скатился в абсурд.
Привяжите игру к вашему продукту
В идеале, игра должна быть не сиюминутным развлечением, а планомерным движением к цели день за днем. Именно такой философии придерживается сервис для изучения иностранных языков Duolingo:
В сервисе Duolingo прогресс игрока отображается в наглядной форме и доступен другим пользователям
Система поощрения в Lingualeo строится по аналогичной схеме:
Сервис Lingualeo постоянно информирует пользователя о его достижениях
Будьте осторожнее со штрафами
Люди склонны переоценивать значимость потери чего-либо в сравнении с равнозначным приобретением. Нейробиологи называют это явление “отвращением к потере”.
Решая отнимать бонусные баллы или понижать статус в игре, заранее объясняйте пользователю причины такого результата.
Отталкивайтесь от предпочтений аудтории
Дайте людям игры, которые им привычны и доставят максимум удовольствия от процесса.
Помните, люди сами плохо представляют, какое развлечение окажется им по душе. Так что не бойтесь экспериментировать с форматами игровых активностей и тестировать неожиданные варианты. И да начнется игра!
Читать еще: “
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для “Нетологии”? Читайте наши