Это вторая часть материала о юридических аспектах онлайн-школ, в котором мы вместе с экспертами разбираем основные правовые вопросы, полезные предпринимателям и продюсерам.

В предыдущей статье перечислили основные законы и нормативные акты, на которые стоит ориентироваться при запуске образовательного проекта, выделили три формата регистрации онлайн-школы и рассказали, как оформлять отношения с сотрудниками, экспертами и студентами.

Во второй части юристы Нетологии Юлия Сидорова и Анастасия Абрамян рассказывают, какую информацию необходимо отражать на сайте онлайн-школы с точки зрения закона, как правомерно использовать чужой контент в материалах курса и как защитить собственные образовательные материалы.


Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы

Юлия Сидорова

Юрист Нетологии

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы

Анастасия Абрамян

Юрист Нетологии

Что необходимо отражать на сайте онлайн-школы, чтобы соблюсти закон

Сайт любой онлайн-школы должен содержать практический минимум правовых документов:

  • пользовательское соглашение — как правило, фиксирует основные правила пользования сайтом или онлайн-платформой: какие есть разделы, какие кнопки можно нажимать, где и что можно писать;
  • оферту на оказание услуг — это договор, который фиксирует условия обучения и пользования контентом: период обучения, правила продления обучения, финансовые условия и так далее;
  • политику обработки персональных данных — документ, который закрепляет, какие персональные данные пользователей, как и с какой целью обрабатываются.

Если онлайн-школа предоставляет услуги по доступу к контенту или части платформы, то отдельную оферту можно не делать, а все условия прописать в пользовательском соглашении.

Какие разделы обязательно должны быть на сайте образовательной организации

Сайт онлайн-школы, которая имеет образовательную лицензию, должен содержать специальный раздел «Сведения об образовательной организации» со всей информацией о программе. Об этом написано в Приказе Рособрнадзора №831 от 14.08.2020 и Постановлении Правительства №1802 от 20.10.2021.

В разделе «Сведения об образовательной организации» необходимо указать:

  • график работы;
  • организационно-правовую форму;
  • информацию о преподавателях и реализуемых образовательных программах;
  • информацию о руководителе и существующих отделах организации.

Здесь же должны размещаться файлы с паспортами программ. Если предприниматель не публикует паспорта программ, на сайте необходимо подробно расписать учебные планы. Если есть международные договоры — пишем и об этом.

Основное и самое трудозатратное — это раздел «Документы». В нём должны быть локальные нормативные акты по образовательной деятельности. Часть из этих локальных нормативных актов по факту не используются, но основные — например, правила внутреннего распорядка, порядок зачисления и отчисления обучающихся, порядок сдачи итоговой аттестации, правила выдачи документов об образовании — рекомендуем сделать.

При этом многие пренебрегают разделом «Документы» — и очень зря. Ведь это один из инструментов защиты предпринимателя и рабочий способ решить вероятные споры с клиентами. Только важно прямо в договоре прописать, что у школы есть правила внутреннего распорядка и другие локальные нормативные акты — и дать ссылку на сайт, где они размещены.

Если возникают какие-то возражения от слушателей, можно спокойно ответить: «У всех абитуриентов, студентов и выпускников есть возможность ознакомиться с этой информацией. Она подробно расписана на нашем сайте. К ней можно обратиться прямо сейчас».

Каких формулировок следует избегать на сайте образовательной организации

Чтобы не нарушать закон «О защите прав потребителей» и не вводить клиента в заблуждение, на сайте необходимо указывать только достоверную информацию. Например, если школа помогает после обучения найти стажировку или работу, необходимо так и писать — «помогаем», а не «гарантируем трудоустройство».

Помимо того, что необходимо соблюдать закон «О защите прав потребителей», очень важно соблюдать ФЗ «О рекламе». Например, нельзя безосновательно использовать слова «лучший», «номер один» и тому подобное.

Если это частное мнение предпринимателя, то в теории можно так написать, но нужно сделать сноску, что «лучший» — это по мнению руководителя онлайн-школы. Но на практике такие формулировки важно использовать со ссылкой на экспертное мнение или независимое исследование.

Например, какое-то агентство провело исследование и выяснило, что 90% выпускников конкретной онлайн-школы довольны обучением в ней или нашли работу с помощью освоенных в этой школе навыков. На основании таких данных уместно сделать формулировку «лучший» — со сноской вроде «На основе исследования, проведённого организацией N в 2021 году».

Если этого не сделать, то недоброжелатели могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу и написать обращение, чтобы проверить деятельность неудобных конкурентов. Тогда ФАС отправится на сайт онлайн-школы, на которую предлагают обратить внимание, и увидит, что «лучшей» она себя называет, не обосновывая. Начнётся разбирательство, штрафы по таким нарушениям — 400–500 тыс. руб.

Как оформлять политику обработки персональных данных

Согласно ФЗ «О персональных данных», онлайн-школе — независимо от наличия образовательной лицензии — необходимо подготовить политику обработки персональных данных, где будет расписано, в каких целях и какие именно данные школа обрабатывает, кому их может передавать, как отозвать согласие на обработку персональных данных.

Политика обработки персональных данных должна быть опубликована на сайте и быть доступна к ознакомлению в любое время. Политика персональных данных не равно согласие на их обработку. Это своего рода декларативный документ, с которым необходимо ознакомить клиентов, но получать их согласие с политикой не требуется. Можно привязать ссылку на политику к кнопке «Оплатить», «Записаться на курс» или «Оставить заявку», чтобы человек точно понял, где и как он может с этой политикой ознакомиться.

Если школа обрабатывает персональные данные только в целях исполнения договора — только чтобы записать их в договор или завести клиенту личный аккаунт на платформе — и не использует их в маркетинговых целях, то отдельное согласие не требуется.

Если предприниматель планирует использовать персональные данные не только для исполнения договора, то есть оказания услуг, ему необходимо получить на это отдельное согласие.

Например, онлайн-школа хочет не только обучить клиента, но также информировать его о запусках новых курсов, акциях, новостях от партнёров и тому подобное. В таком случае цель обработки персональных данных — маркетинговая. Для начала такой обработки нужно получить согласие.

Важно:

  • размещать не просто фразу «Даю согласие на обработку персональных данных» или «Согласен на рассылку» и тому подобное, а ссылку на полный текст документа — согласия на обработку персональных данных;
  • не допускать размещение предзаполненных чекбоксов. Согласие должно быть выражено активным действием — то есть пользователь должен нажать на подтверждение сам;
  • процедура отписки от рассылки должна быть такой же простой, как и процедура подписки. Антипример: для подписки достаточно одного клика, а для отписки приходится пройти по куче ссылок и заполнить кучу полей;
  • возможность заключить договор с онлайн-школой и получить услугу не должна зависеть от того, дал ли клиент согласие на обработку персональных данных в целях, отличных от исполнения договора. Антипример: платформа не даёт возможности пользователю зарегистрироваться на курс и начать обучение, пока он не кликнул согласие на рассылки.

Это наиболее частые нарушения закона о персональных данных, которые легко обнаружить, просто посетив сайт. Рекомендуем их избегать.

Соблюдение закона о персональных данных при публикации занятий в открытых источниках

Вопрос охраны персональных данных может встать, когда школа размещает запись своего занятия в социальных сетях. Также бывает, что эксперты разных онлайн-курсов выкладывают в личные соцсети скриншот с занятия, где видно, кто в этот момент был на уроке — с фотографиями лиц учащихся и, возможно, даже их именами.

Мы рекомендуем «затирать» Ф.И.О. и контактные данные, если они есть под фото. А само по себе изображение человека в этом случае не будет являться персональными данными.

Соблюдение закона о персональных данных при публикации отзывов студентов и выпускников

Другой распространённый случай использования персональных данных клиентов онлайн-школы — публикация отзывов студентов и выпускников. Для этого по закону необходимо отдельное согласие. Требования к согласию на распространение регламентирует статья 10.1 ФЗ «О персональных данных».

Если онлайн-школа будет писать в своём аккаунте во ВКонтакте, что у клиента Василия Петрова вот такие впечатления о занятии, то предварительно необходимо получить согласие Василия на распространение его персональных данных. Если Василий Петров совершеннолетний, он даёт согласие сам. Если это ребёнок, то за него даёт согласие родитель.

Важно иметь в виду, что такое согласие, как и любое другое, может быть отозвано. Тогда будет необходимо удалить и персональные данные со своей платформы, и саму запись, в том числе из соцсетей.

Как использовать чужой контент в материалах курса

Статья 1274 Гражданского кодекса РФ устанавливает случаи, когда разрешено свободно использовать чужие произведения. Для понимания уточним, что с точки зрения закона «произведение» — это любой результат интеллектуальной или творческой деятельности, то есть картина, рисунок, музыка, фотография, рассказ, статья, видеоролик и так далее. А «свободно» — значит без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения.

Закон разрешает семь способов свободного использования произведений. Один из них — цитирование/иллюстрирование в информационных и учебных целях. Нетология, например, использует чужие произведения в своих методических материалах при осуществлении образовательной деятельности. И это один из разрешённых способов свободного использования.

Какие правила необходимо соблюдать

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Указывать автора/правообладателя, если есть — также название произведения. У любого произведения есть автор. Указанием на имя автора может считаться и никнейм. Так называемые сиротские произведения — те, автора/правообладателя которых невозможно установить — использовать нежелательно.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Указывать источник заимствования произведения — активный URL, откуда было заимствовано произведение. При этом важно использовать надёжные источники. Подробнее о том, как указать источник, расскажем чуть ниже.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Использовать произведение в объёме, не превышающем поставленную цель использования. Например, цитируя отрывок из книги, чтобы проиллюстрировать художественный приём, достаточно использовать отдельный фрагмент. Нет необходимости заимствовать всё произведение целиком.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях. Как написали выше, Нетология использует чужой контент для цитирования в образовательных целях, что отвечает требованиям свободного использования и не нарушает правил.

А вот если бы мы, например, использовали изображение Бэтмена на лендинге продукта или рекламы вебинара, то нарушили бы закон, поскольку в таком случае цель уже маркетинговая.



Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Следить, чтобы произведение не подвергалось переработке. Например, если школа использует в своих методических материалах видеоролик с YouTube, то нельзя менять звуковой ряд, добавлять озвучку и иным образом его видоизменять.

Если при свободном использовании не будет соблюдено хотя бы одно из указанных правил, автор/правообладатель произведения может потребовать компенсацию за нарушение своих прав.

Чеклист по свободному использованию произведений

Чтобы проверить, попадает ли использование произведения под критерии свободного использования, можно воспользоваться этим чеклистом. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Цель использования произведения — одна из указанных?

  • цитирование произведения в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, а также чтобы раскрыть творческий замысел автора;
  • иллюстрирование в изданиях, звуко- и видеозаписях учебного характера, где «иллюстрирование» — использование произведения для пояснения того или иного вопроса, содержащегося в основном произведении учебного характера, например, задаче или презентации. Иллюстрирование не должно быть направлено исключительно на усиление эмоционального опыта пользователя от использования контента;
  • исполнение музыкального произведения в живом исполнении, осуществляемое в образовательных организациях работниками и учениками без цели извлечения прибыли.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Используем произведение в объёме, оправданном поставленной целью и не превышающем его?

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Нам известен автор произведения?

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Нам известен источник заимствования?

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Мы не планируем использовать произведение в маркетинговых целях, например, размещать на лендингах?

Если на все вопросы ответ «да», то с большой долей вероятности использование произведения подпадает под критерии свободного использования, и его можно использовать при соблюдении следующих правил:

  • указать автора произведения;
  • указать источника заимствования — активный URL, откуда было заимствовано произведение, и название произведения;
  • использовать в объёме, не превышающем поставленную цель использования.

Если хотя бы в одном из вопросов ответ «нет», использовать такое произведение можно только с разрешения правообладателя либо в случае его неохраноспособности: например, произведение находится в общественном достоянии — с момента смерти автора прошло более 70 лет.

Как оформлять источник цитирования

Рассмотрим самые популярные вопросы.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Как писать, если источник предоставлен спикером?

По умолчанию весь контент, содержащийся в презентации, предоставлен автором презентации — экспертом или спикером. Формулировка «материал предоставлен спикером» — и подобные ей — не отвечает правилам свободного использования об указании автора и источника. Использовать такие формулировки не рекомендуется. Исключение — когда автор презентации сам создал произведение.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Можно ли использовать изображения и видео из социальных сетей?

Материалы с личных страниц, из пабликов и групп во ВКонтакте можно использовать свободно. При использовании указываем автора — можно никнейм — и ссылку на страницу.

А вот использовать материалы из Facebook и Instagram, принадлежащих компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ, и ссылаться на эти соцсети мы в текущей ситуации не рекомендуем.

Формально эти соцсети можно упоминать, но:

  • нельзя использовать их логотипы;
  • при упоминании необходимо делать пометку о том, что деятельность компании в РФ запрещена. Например, «Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена».

Кроме этого, рекомендуем периодически уточнять информацию о статусе компании, потому что сейчас правила такие, а какими они будут через несколько месяцев — неизвестно. Всё меняется очень быстро.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Можно ли использовать изображения и видео из Telegram-каналов?

Прямого запрета на это нет. Но мы рекомендуем оценивать каждый Telegram-канал отдельно, исходя из качества контента, истории и репутации канала. Стоит проверить, указываются ли там авторство публикуемых произведений и тому подобное. Если канал выглядит подозрительным, лучше от использования его материалов отказаться.

При использовании материала из Telegram-канал указываем автора — если известно, и имя, и никнейм — и ссылку на канал.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Можно ли использовать изображения и видео с сайта Pinterest? Можно ли указывать ссылку на пин или доску?

Можно. И указывать ссылку на конкретный пин или доску тоже можно. При этом, если есть возможность указать и автора, и ссылку на первоисточник, рекомендуем указывать прямую ссылку на работу автора на его сайте.

Например, для материалов урока эксперта заинтересовал вот такой пин. По ссылке мы можем найти сайт автора и дополнительную информацию о работе. Поэтому пишем так: «Постер к пьесе „Обыкновенная история“, Пётр Банков, https://bankovposters.com/works/posters/».

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы
Голубая стрелка на скриншоте указывает на место, где можно увидеть информацию об авторе. Адрес сайта — гиперссылка, перейдя по которой мы попадём на сайт с оригинальной работой

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Что указывать, когда используется скриншот или видеофрагмент фильма?

Название произведения и правообладателя, имя автора, год производства.

Пример: кадр из мультфильма «Фильм, фильм, фильм» (студия «Союзмультфильм», реж. Фёдор Хитрук, 1968).

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Что указывать, когда используется видео с YouTube, Vimeo и других хостингов — ссылку или название канала?

Название видео, имя автора канала и ссылку.

Пример: «Николай Цискаридзе о грузинском детстве, балете и новой книге», Галина Юзефович, https://www.youtube.com/watch?v=gq4_mcZvd_g.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Что указывать, когда используется картина?

Название картины, имя художника, год создания, музей, где хранится произведение.

Пример: Казимир Малевич, автопортрет, 1933, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Что указывать, когда используется скриншот сайта?

Ссылку на сайт и дату, когда был сделан скриншот. Последнее важно, если скриншот для презентации на момент монтажа или выхода занятия перестаёт быть актуальным. Например, сайт поменял дизайн или удалил изображение.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Можно ли без ссылок использовать иконки из готовых наборов с сайтов с графическими базами?

Здесь следует ориентироваться на локальные правила конкретного сайта, учитывая разные тарифы. Например, Flaticon — одна из крупнейших бесплатных баз данных редактируемых значков. И хотя платформа бесплатна, у неё есть и платная версия с премиум-контентом. Так вот, при бесплатном использовании сервиса опускать ссылку нельзя, нужно указывать атрибуцию, то есть автора, правообладателя, ссылку и так далее. Подробнее об атрибуции контента с Flaticon можно прочитать здесь.

Важно! Все примеры использования, описанные в этой статье, актуальны только для случаев свободного использования — цитирование в методических материалах в учебных целях. Использование чужих произведений в коммерческих целях возможно только с согласия автора/правообладателя.

Как защитить образовательный контент онлайн-школы

Образовательный контент — это методические материалы, учебный план, видеозаписи онлайн-курса, то, на что предприниматель потратил множество ресурсов для создания своего продукта.

Часто случается так, что недобросовестные обучающиеся выкладывают запись курса в свободный доступ или делятся с другими пользователями за небольшую плату. От этого предприниматель теряет часть прибыли, ведь потенциальные клиенты предпочитают купить доступ к контенту за небольшую плату, чем полноценно обучаться в онлайн-школе.

Ниже рассмотрим, что поможет онлайн-школе уменьшить ущерб от противоправных действий учеников или иных лиц.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Зарегистрировать домен и товарный знак

Регистрация домена не занимает много времени и не требует большого вложения средств. Рекомендуем занять доменное имя, совпадающее с названием бренда онлайн-школы, чтобы избежать потери трафика клиентов.

Для регистрации товарного знака (ТЗ) потребуется уже большее количество времени и денег. Однако предприниматели всё же прибегают к этой дорогостоящей процедуре, потому что:

  • Существуют так называемые тролли, которые регистрируют свободные товарные знаки на себя. Например, есть онлайн-школа A-studio, но без зарегистрированного товарного знака. Тролли регистрируют ТЗ A-studio на себя, и предприниматель оказывается в ловушке: ему необходимо либо выкупать товарный знак, то есть бренд своей же школы, либо платить за незаконное использование товарного знака компенсацию, которая может достигать 5 млн рублей.
  • Наличие свидетельства о регистрации товарного знака может потребоваться при запуске рекламы, сотрудничестве с партнёрами, а также при борьбе со слитыми онлайн-курсами.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Оформить договоры, подтверждающие создание контента

Если методист создал произведение в рамках трудовой функции как служебное произведение, то права на такие материалы по умолчанию принадлежат работодателю.

Если же эксперт создал учебный план или презентацию в рамках договора гражданско-правового характера, то предпринимателю необходимо забрать исключительные права на такие материалы, подписав акт приёма-передачи исключительных прав. Или же предусмотреть в договоре право использовать созданные произведения, например, в учебных целях.

Представим, что эксперт Иванов создал презентацию на тему «Маркетинговые исследования». Центр обучения HiPo устно договорился с Ивановым о том, что эта презентация будет использоваться в онлайн-курсе, но документально договорённость никак не закреплена.

Через какое-то время к центру обучения HiPo приходит претензия от онлайн-школы «Солнышко» о том, что центр незаконно использует презентацию. Только вот между экспертом Ивановым и школой «Солнышко» переход прав на презентацию был оформлен документально. В такой ситуации центру обучения HiPo придётся отказаться от презентации и выплатить штраф школе «Солнышко».

Договор с автором произведения также может потребоваться в судебных разбирательствах или на досудебной стадии при блокировке пиратского контента.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Если обнаружено, что курс слили — составить претензию и направить её владельцу ресурса, опубликовавшего материал, или облачному хранилищу (Mail, Яндекс и так далее), где размещён пиратский контент

Предприниматель, обнаруживший, что его онлайн-курс незаконно выложили в свободный доступ, может урегулировать конфликт, направив досудебную претензию. В ней он указывает, какой ресурс должен быть заблокирован в связи с нарушением интеллектуальных прав.

К обращению предприниматель прикладывает доказательства того, что он — правообладатель: договоры с методистами и экспертами, которые участвовали в разработке курса, акты приёма-передачи исключительных прав. Таким образом компания сможет подтвердить, что при размещении онлайн-курса в группе ВКонтакте или в облачном хранилище были нарушены её права.

Если же на досудебной стадии борьба с пиратским контентом не показывает положительных результатов, предприниматель вправе обратиться в суд. Потребуется большое количество временных и денежных затрат, чтобы заблокировать ресурс, на котором хранятся слитые курсы. Но если у предпринимателя нет подтверждающих документов, что именно он — правообладатель материалов, то блокировка пиратского ресурса практически невозможна.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы Курс

Запуск и продвижение онлайн-курсов

Узнать больше

  • Научитесь запускать свой образовательный проект и привлекать в него опытных экспертов
  • Разработаете концепцию и стратегию продвижения онлайн-курса при поддержке менторов
  • Сможете получить первые продажи уже через четыре месяца обучения

Резюмируем

На сайте онлайн-школы должны быть пользовательское соглашение, фиксирующее основные правила пользования сайтом или онлайн-платформой, и оферта на оказание услуг с условиями обучения и пользования контентом. При этом онлайн-школа без образовательной лицензии отдельную оферту может не делать, а прописать все условия в пользовательском соглашении.

Также на сайте онлайн-школы обязательно должна быть политика обработки персональных данных, закрепляющая, какие данные пользователей, как и с какой целью обрабатываются.

Если школа планирует использовать персональные данные не только для оказания услуг, но и для других целей — например, для маркетинговых рассылок или публикации отзывов, то нужно получить согласие на обработку персональных данных. То есть для каждой цели необходимо запрашивать отдельного согласие.

Кроме перечисленного выше, сайт онлайн-школы с лицензией должен содержать специальный раздел «Сведения об образовательной организации» со всей информацией о программе, а также паспортами программ или подробными учебными планами.

Также необходимо сделать раздел «Документы». На него важно ссылаться прямо в договоре, поскольку он — один из инструментов защиты предпринимателя в спорных ситуациях с клиентами. Раздел должен содержать:

  • локальные нормативные акты по образовательной деятельности;
  • правила внутреннего распорядка;
  • правила зачисления и отчисления;
  • режим занятий.

Соблюдая закон «О защите прав потребителей», на сайте необходимо указывать только достоверную информацию. Например, если школа помогает после обучения найти стажировку или работу, необходимо так и писать — «помогаем», а не «гарантируем трудоустройство».

Помимо этого, важно соблюдать ФЗ «О рекламе». Например, нельзя безосновательно использовать слова «лучший», «номер один» и тому подобное. Такие формулировки важно использовать со ссылкой на экспертное мнение или независимое исследование.

Чтобы использовать чужой контент в методических материалах курса, необходимо:

  • указывать автора/правообладателя, если есть — также название произведения;
  • указывать источник заимствования произведения — активный URL, откуда было заимствовано произведение;
  • использовать произведение в объёме, не превышающем поставленную цель использования;
  • использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях;
  • следить, чтобы произведение не подвергалось переработке.

Если при свободном использовании не будет соблюдено хотя бы одно из указанных правил, автор/правообладатель произведения может потребовать компенсацию за нарушение своих прав.

Чтобы уберечь собственный образовательный контент от похищения и последующего обнародования бесплатно или за небольшую плату, следует соблюдать следующие важные правила:

  • зарегистрировать домен и товарный знак;
  • оформить договоры, подтверждающие создание контента;
  • если обнаружено, что курс слили — составить претензию и направить её владельцу ресурса, опубликовавшего материал, или облачному хранилищу, где размещён пиратский контент.

Если на досудебной стадии борьба с пиратским контентом не принесёт плодов, можно обратиться в суд. Однако потребуется много времени и денег, чтобы заблокировать ресурс, на котором хранятся слитые курсы. А если документов, подтверждающих правообладание, нет, то блокировка пиратского ресурса практически невозможна.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы

Юлия Сидорова

Юрист Нетологии

Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы

Анастасия Абрамян

Юрист Нетологии

The post Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы first appeared on Медиа Нетологии.

Источник: блог образовательного портала Нетология. Узнать об обучении >>

©