Стефан Загмайстер

Идея, что дизайнер по сути является переводчиком смыслов с языка вербального на язык визуальной, не нова и не нова уже лет так 50. Возможно, что недостаточное понимание российским бизнесом подлинной роли графического дизайнера в маркетинговых коммуникациях не позволило в полной мере прижиться у нас понятию коммуникационный дизайн, однако же на Западе, communication design — наиболее привычное наименование профессии.

Визуальный язык- самый эффективный по психологическому воздействию из всех синтетических языков. Профессионалы пользуются термином — визуальный текст. В каком-то смысле всё, что делает дизайнер является визуальным текстом, вне зависимости от того в какой области дизайна он трудится — в айдентике, вэбе, или в рекламе.

Не нуждается в доказательстве то, что даже в рамках одного словаря, визуальные языки могут серьёзно различаться. С помощью одного мы признаёмся в любви, при помощи другого мы ругаемся с соседом по дому, который хочет занять наше парковочное место. В жизни так же как в дизайне.

ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Графический язык универсален, если он базируется на единых внутренних нормах организации визуального текста. Каковы эти нормы? Их множество. Порой целой жизни не хватает дизайнеру, чтобы все их выучить и освоить, сегодня я расскажу о некоторых из них.

Наш сегодняшний разговор об отношениях. Оговорюсь, что речь не об отношениях между заказчиком и дизайнером. Это важный аспект дизайнерской жизни, но мы ни об этом. Сегодняшний разговор о композиции в дизайне с точки зрения внутренних отношений элементов.

Незнание или непонимание базовых законов композиции серьёзно тормозит дизайнера в его развитии, подталкивая тупо делать кальки с работ более опытных и успешных коллег. Беда в том, что копирование не тренирует его собственное визуальное мышление и он вынужден выступать на рынке в той или иной степени ловким копиистом и не более того.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Композиционные отношения в дизайне строятся на принципе подобия и на принципе различия. Это достаточно просто понять, достаточно обратиться к житейскому опыту. Мы знаем что межличностные отношения могут быть построены на сходстве взглядов и привычек людей, а могут — на их различии. Отношения различия несут в себе элемент конфликта, при этом надо заметить, они также не исключают взаимную привязанность и любовь. Точно так же и в дизайне: качественную композицию мы можем выстроить как следуя правилу подобия, так и следуя правилу различия. Два этих метода мы ни в коем случае не оцениваем в разрезе правильно — не правильно. Опираясь на другой принцип, называемый “принципом сообразности”, мы можем оценивать их только исходя из критерия — какая модель более подходит для решения проектной задачи, а какая менее.

Начнем с принципа подобия. Подобие — это частичное сходство. Подобные элементы композиции должны иметь один или несколько общих родовых признаков. Самый очевидный способ создать композицию на принципах подобия — это найти и применить для элементов единый принцип формаобразования. Объясню на примере.



Посмотрите на эти две фигуры слева. Они не тождественны, но подобны так как обе имеют мягкий дружественный контур, напоминают облака или холмы. А справа фигуры совсем с другим характером. Контур рваный, агрессивный напоминающий полковое знамя после боя. Мы без особых усилий улавливаем общие, родовые признаки в обоих композициях. При необходимости мы можем усилить эффект подобия, добавив ритмический приём. В этом случае мы начинаем ощущать что все элементы расположены, стоят или двигаются по одному закону.

Тони Фостер

Вот два логотипа известного британского дизайнера 90-х. Тони Фостера. Все элементы логотипа имеют ярко выраженный родовой признак, они как бы сделаны из одного и того же пластичного материала, и, подчиняясь одному физическому закону, они двигаются в одном направлении, либо по кругу, либо по кривой, образуя максимально гармоничную композицию.

Эндрю Лайт

Или пример из книжного дизайна. Автор Эндрю Лайт, США. Оцените, как фигура мужчины, несущего на плече девочку, по сути превращается в элемент типографики, как бы продолжая строку, каллиграфически выполненного заголовка. Характер рукописного шрифта и контур мужчины так же пластически тождественны. Очень профессиональная работа, кстати, удостоенная гран-при на международной бьеннале книжного дизайна!

ОТНОШЕНИЯ РАЗЛИЧИЯ

Рассмотрим как работают отношения различия. Эти отношения так же называются контрастом а элементы композиции, находящиеся в таких отношениях — контрастными парами. Мы берём по элементу из ранее демонстрировавшихся слайдов и компонуем на одном формате.

Мы видим, что гармония между ними не просматривается. Элементы конфликтуют. Какие качества появляются в новой композиции по сравнению с предыдущей? Появляется то, что называется “острота”. Эта “острота” активизирует какие-то участки нашего мозга порождая, волнение, возможно — тревогу и как следствие — нашу заинтересованность. Как утверждает гештальт психология, нам интересно всё то, что нас будоражит и тревожит. Эта острота, порой зашкаливающая эмоциональность на грани истерики — метод проектирования, сложившийся в эпоху постмодернизма. Он опирается на жесткое противопоставление: большое–малое, длинное–короткое, целое — рваное, прямое–кривое, то есть на эти самые отношения различия.

Петя Банков

Это плакат моего товарища, гениального Пети Банкова, сделанный им к юбилею Ф.М. Достоевского. В этом плакате конфликтует всё — шрифты, которые то классические, гротескные, то — рукописные и откровенно неряшливые. Фотопортрету Достоевского противопоставляется фантастическая композиция из гофрированных труб в стиле стимпанк, напоминающая щупальца монстра . Изображение на листе то растекается по плоскости, становясь абсолютно плоским, то вздымается объёмом, создавая суету и нервозную атмосферу, что, несомненно, созвучно раскрываемой Петей в плакате теме.

Или пример из современной айдентики. К сожалению не знаю автора, но его работу храню в специальной папочке The Perfect Logo. Как эксперт в области айдентики, могу сказать, что в этом логотипе нарушены все возможные классические законы знакообразования. Типографика никак не рифмуется с изображением этой странной птички с тремя ногами, типографика и знак абсолютно различны, они как бы из разных миров. Положение знака относительно шрифтового блока — так же попирает все классические нормы. По правилам, знак должен быть слева, так же как мы читаем текст слева направо. При всей странности этого проекта, у нас не возникает ни малейшего сомнения в профессионализме автора и более того, мы видим — лого классное. Работа с отношениями различия в дизайне — это путь смелых и опытных, дизайнеров с прокаченной интуицией. Поэтому, начинающим, я бы не рекомендовал этим увлекаться, велик риск оказаться не понятым.

Тем не менее, пробуйте, экспериментируйте, ищите свой собственный графический язык, но пока у вас не сформировалась безупречная художественная интуиция, все-таки я бы рекомендовал следовать и соблюдать классические правила визуального языка, и будет вам счастье.

НЕЙТРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Помимо описанных мной отношений подобия и различия, существует нейтральные отношения. Мы можем назвать отношения нейтральными, в случае, когда элементы композиции находясь в одном визуальном пространстве, существуют как бы сами по себе, между ними нет связи, нет притяжения. В принципе, с точки зрения классических канонов, такая композиция будет оцениваться, как слабая, ущербная. Но опять же вспомнив правило сообразности о котором я говорил чуть выше, мы можем изменить своё отношение. Ведь если такой приём сообразен вашей проектной задаче и если такая композиция органично дополняет ваш месседж — то почему бы и нет?

Великий польский плакатист Генрих Томашевский на одном из своих семинаров по искусству театрального плаката на вопрос молодого дизайнера, как найти правильное место для заголовка в плакате ответил:

“Найдите самое абсурдное, самое невозможное место для заголовка и поставьте его именно туда”.

Пробуйте, экспериментируйте, ищите свой собственный графический язык, но пока у вас не сформировалась безупречная визуально интуиция, все-таки я бы рекомендовал следовать и соблюдать классические правила визуального языка, и будет вам счастье:-)

Более 15 лет я занимаюсь преподаванием дизайна в формате менторинга. Менторинг — это интенсивное онлайн обучение. Моя учебная программа охватывает основные аспекты работы коммуникационного дизайнера: айдентику — разработку знака и логотипа, типографику — работу с многостраничными изданиями, рекламный плакат и брендинг. 10 месяцев обучения в моей школе примерно равняется 8 семестрам занятий в профильном вузе. Как такое возможно?

От традиционного формата “учитель-ученик”, помимо программы, мой менторинг отличает особый дух братства, предполагающий признание общих ценностей и взаимоуважение. Я и приглашённые мной педагоги, не только обучаем технологиям и рабочим инструментам, мы делаем акцент на психологической составляющей процесса дизайн-проектирования. Мы разбираем ошибки и подсказываем способы их устранения, оказывая мотивационную поддержку и психологическую помощь в выстраивании отношений, как с будущим заказчиком, так и с самим собой, снимаем с ученика профессиональные зажимы.

Почитать подробнее о моём менторинге можно перейдя по ссылке https://school.romashin-design.com/mentoring. Там же — работы учеников закончивших школу. А на сегодня у меня всё. Всем удачи и делайте дизайн!


ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ДИЗАЙНА was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.

©