Разногласия парализуют политику и коллективную способность добиваться результата. Но откуда берутся эти конфликты? Многие могут сказать, что это расхождение во взглядах между либералами и консерваторами. Но в основе этого раскола лежит еще более фундаментальная разница в мировоззрении людей.

В политике исследователи обычно определяют консерватизм как общую тенденцию сопротивляться переменам и мириться с социальным неравенством. Либерализм — это тенденция принимать изменения и отвергать неравенство. Политические партии эволюционируют со временем: 150 лет назад демократы были консервативной партией, но раскол между либералами и консерваторами обычно хорошо заметен в политике страны. Это линия разлома, на которой чаще всего разрушается политическое сотрудничество.

Психологи давно предполагают, что в основе разногласий между консерваторами и либералами лежит несколько фундаментальных различий в мировоззрении. Сорок лет исследований показали, что в целом консерваторы считают мир более опасным местом, чем либералы. Это одно из ключевых убеждений, похоже, помогает объяснить многие политические разногласия, например, поддержку консерваторами права владеть оружием, охрану границ и увеличение расходов на полицию и армию — все это, как считается, направлено на защиту людей от мира, представляющего угрозу.

В Пенсильванском университете совместно с психологом Ником Керри, мы провели новое исследование, результаты которого противоречат этой давней теории. Мы обнаружили, что основное различие между левыми и правыми заключается в убеждении, что мир по своей природе иерархичен. Как показывает наша работа, консерваторы больше чем либералы склонны считать, что мир иерархичен, что вселенная — это место, где имеют значение границы между категориями или понятиями. Более четкое понимание этого различия может помочь обществу легче преодолевать политические разногласия.



Мы обнаружили это случайно. Моя команда амбициозно пыталась составить карту всех самых основных убеждений людей о мире, в котором мы живем. Мы называем эти догматы «первичными мировоззренческими убеждениями», или сокращенно «первоосновами». Эти основы отражают то, что люди считают типичным в мире: например, что большинство вещей прекрасны или что жизнь обычно состоит из боли и страданий. Мы предполагаем, что эти убеждения имеют важное значение для психического здоровья и благополучия.

Наша работа началась с 10 проектов по выявлению возможных первооснов. Мы собирали данные из более чем 80 000 твитов и 385 значимых произведений литературы, включая Библию и Бхагавад-гиту. После нескольких циклов статистического анализа с использованием данных от более чем 2 000 человек мы выявили 26 первооснов и оказалось, что большинство таких убеждений можно сгруппировать в три больших раздела: мир в целом полон опасностей или безопасен, интересный или скучный, больше похож на живой организм или механизм. 

В большинстве наших исследований мы также просили людей поделиться своими политическими предпочтениями и оценить, насколько либеральными или консервативными они себя считают. В одном из первых исследований, посвященных благополучию, я заметил удивительную связь между убеждениями людей и тем, как они отвечали на эти два вопроса. Убеждения об опасном мире не были связаны с партией или идеологией, как утверждали прошлые исследования, включая некоторые наши собственные.

Мы провели еще девять исследований с участием почти 5500 человек, чтобы убедиться в верности этих выводов. Эти исследования указывали на то, что отношение к опасности не является основным различием между либералами и консерваторами. Вместо этого существует взаимосвязь с другой первоосновой, называемой иерархическим мировоззрением. Мы обнаружили, что эта первооснова в 20 раз сильнее связана с политической идеологией, чем убеждение о том, что мир полон опасностей.

Люди с большей степенью убежденности, что мир по природе имеет иерархию, считают, что мир полон различий, которые имеют большое значение, поскольку обычно отражают нечто изначально присущее, реальное и значимое. Такие люди часто разделяют вещи, имеющие большую и меньшую ценность. Вы можете представить, что для них мир выглядит полным больших, четких, черных линий-границ. Противоположная точка зрения, которой придерживаются люди не разделяющие этого убеждения в полной мере, заключается в том, что все различия поверхностные и даже глупые. Для людей с такой точкой зрения мир в основном состоит из пунктирных линий или оттенков серого. (Повторим еще раз: первоосновы касаются только тенденций. Даже люди с сильно развитым иерархическим мировоззрением считают некоторые границы условными.) В нашей работе эта первооснова чаще встречалась у консерваторов и реже у либералов.

Большинство изученных типов иерархического мышления, например, ориентация на социальное доминирование, связаны с предпочтениями относительно того, как должны быть организованы люди. Но иерархическое мировоззрение относится к тому, как люди воспринимают мир в действительности, независимо от того, каким они хотели бы его видеть. Кроме того, эта первооснова относится не только к человеческим группам, но и ко всему, включая растения, животных и неодушевленные предметы. Для людей с высоким уровнем этого убеждения мир — это такое место, где границы имеют значение.

Одна из причин, по которой наше открытие является важным, заключается в том, что оно подсказывает пути выхода из конкретных политических затруднений. Например, выплаты и политика социального обеспечения могут рассматриваться через призму иерархии. Некоторые считают, что границы между богатыми и бедными часто отражают значимые различия в трудовой этике, таланте, морали или ценности людей для общества. Линия, имеющая отношение к обсуждению абортов, возможно, — это граница начала жизни. Консерваторы считают, что зачатие отмечает начало человеческой жизни и поэтому имеет большое значение. Неиерархическая точка зрения заключается в том, что жизнь зарождается постепенно, преодолевая множество рубежей.

Споры об иммиграции часто связаны с реальными границами между странами. Если неиерархическое мировоззрение формирует либеральное мышление, то никого не должно удивлять, что либералы не считают укрепление этой границы приоритетом.

Знание о расколе левых и правых в иерархическом мировоззрении может иметь практическую ценность. Английский писатель Г. К. Честертон однажды писал: «Значимое и важное в человеке — это его взгляд на вселенную». Хотя я, возможно, не стал бы заходить так далеко, Честертон прав. Хотите ли вы понять другую сторону, победить ее на выборах или убедить ее в правильности той или иной политики, понимание первичных убеждений других может быть полезным. И опять же, первоосновы касаются тенденций мироустройства, но люди готовы пойти на некоторые исключения. Этот нюанс создает возможность для продуктивных дебатов.

Чтобы достичь сотрудничества, даже в условиях сильных разногласий, людям часто необходимо понять другую точку зрения. Наша работа показывает, что консерваторы и либералы больше расходятся во мнениях о значении различий, чем о том, насколько сильны опасности. Это понимание может показаться довольно скромным преимуществом, но это большой шаг в правильном направлении.

Сообщение Вера в границы: главное отличие либералов и консерваторов появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

©