Как дизайнерам участвовать в разработке ИИ-моделей

Иллюстрация «Использование продуктов». Автор: Картик Сринивас — Blush.design

В течение последнего года, когда ИИ-модели становятся всё более доступными, дизайнеры заняты созданием новых продуктов и модернизацией существующих. Мы сосредоточены на взаимодействии людей с ИИ-моделями, чтобы решать их проблемы новыми, инновационными способами. Это похоже на золотую лихорадку в дизайне, полную волнений и исследований.

Однако здесь не хватает важной детали: преимущественно мы концентрируемся на интерфейсе (на том, как люди используют модели), не вникая в суть (в сами модели). Эта суть — ключевой элемент для создания действительно удобного будущего для пользователей, основанного на ответственном подходе.

Сейчас мы относимся к ИИ-моделям, как к инструментам. Но как объясняет Касси Козырьков, эти модели — гораздо большее. Это ещё и сырьё. Они похожи на глину, которой нужно придать форму, особенно если учесть, что большая часть пользовательского опыта теперь заложена в самой модели.

При взаимодействии с ИИ-моделями не только у пользователей возникают такие проблемы, как галлюцинации ИИ, конфиденциальность и предубеждения. Эти вопросы глубоко вплетены в сам способ создания ИИ-моделей. Чтобы эффективно их решать, необходимо ещё теснее сотрудничать с инженерными командами, чем мы это делали раньше.

В ответ на всё это появляется новая профессия в дизайне, которую я называю «Дизайнер ИИ-моделей». Эти специалисты работают вместе с традиционными UX-командами, которые сосредоточены на взаимодействии пользователя с продуктом. В отличие от них, дизайнеры ИИ-моделей глубже погружаются в работу, напрямую взаимодействуя с инженерами, разрабатывающими ИИ-модели.

В небольших дизайн-командах должность дизайнера ИИ-моделей может стать дополнительной обязанностью для существующих членов команды. Это означает освоение новых навыков и принятие на себя новых задач, связанных с созданием ИИ-моделей. В крупных компаниях с более устоявшимися дизайн-практиками дизайнер ИИ-моделей может стать отдельным сотрудником или членом UX-команды.

Этот специалист может привнести свою вертикальную экспертизу разработки ИИ-моделей в процесс проектирования, работая вместе с дизайнерами интерфейсов над созданием более качественного продукта. Их совместные навыки охватят весь рабочий процесс.

Несколько примеров:

  • Генерация промптов (подсказок) крайне трудна, даже если использовать специальные конструкции в качестве руководств. Она требует от пользователя большой когнитивной нагрузки. UX-дизайнеры могут облегчить её, создавая чипы с контекстными промптами. Дизайнеры ИИ-моделей могут разрабатывать системные промпты, например, вступление, или даже пойти дальше и создать совокупность данных для точной настройки. Для контекста, из блога Cohere: Вступление содержит инструкции, которые помогают управлять чат-ботом и получать от него ответы, соответствующие определённым характеристикам, таким как его роль бота, стиль или формат результата. Тем самым дизайнеры ИИ-моделей освобождают пользователей от написания длинных текстов.

Видимые предложения vs невидимые предварительно созданные промпты

  • Чтобы устранить потенциальные предубеждения со стороны ИИ, дизайнеры ИИ-моделей могут совместно с инженерами реализовать такие стратегии, как блокировка определённых слов в конкретных контекстах. UX-дизайнеры могут включить в интерфейс отказ от ответственности за действия ИИ, чтобы свести к минимуму потенциальный вред от ответов, построенных на предвзятости ИИ.
  • Галлюцинации ИИ можно свести к минимуму путём заземления модели, а UX-дизайнеры и дизайнеры ИИ-моделей могут совместно с командой инженеров разработать надежный цикл обратной связи. Следуя подходу Anthropic, дизайнер ИИ-модели также может создать набор принципов (или конституцию) для состязательного обучения, где антагонистическая модель будет оспаривать результаты, полученные от исходной модели.

Дизайнер ИИ-модели фокусируется преимущественно на части «подстройки»

Совместная работа в новом формате подразумевает и создание новых артефактов сотрудничества. Своего рода схем разработки сервисов, ориентированных на открытые сценарии использования. PAIR (People + AI research by Google) выпускает некоторые руководства по сотрудничеству в области политики взаимодействия при работе с ИИ-моделями, вместо простых задач.

Помимо этих примеров сотрудничества дизайнеров ИИ-моделей, по мере развития ИИ возникает необходимость в пересмотре должностей. Компании проводят реструктуризацию в дизайн-командах. И во многих случаях возникает неясность в отношении должностных обязанностей. В большинстве команд, которые не работают над проектами по ИИ, люди даже не подозревают о появлении новых должностей.

Контент-дизайнеры теперь создают подробные руководства для обучения моделей, снимая с себя большую часть нагрузки, поскольку язык — валюта большинства ИИ-моделей. Их повседневные задачи сильно отличаются от классических контент-дизайнеров, работающих над взаимодействием, однако они продолжают занимать ту же должность.

Специалисты по исследованиям показывают, как совокупность данных отражает намерения пользователей, и согласовывают их с разработанными ими персонами. Дизайнеры по коммуникациям, которые работают над созданием ИИ-помощников, отходят от традиционных схем поиска решений и создают совокупности промптов.

UX-дизайнеры переходят в стратегическую плоскость, где они могут координировать создание ИИ-модели и взаимодействие, необходимое со стороны пользователя.

Включите команду проектировщиков ИИ-моделей в сотрудничество на регулярной основе

Дизайнеры ИИ-моделей делают всё вышеперечисленное. Есть множество точек входа и навыков, которыми нужно овладеть. Эта работа требует сочетания технических знаний, отличного навыка письма и глубокого понимания всех стадий опыта взаимодействия пользователя с интерфейсом. Помимо специфических должностей, дизайнерам всех профессий следует разобраться в том, как работают ИИ-модели. Извечное любопытство ещё никогда не было нам так необходимо.

Это захватывающее время в нашей сфере.


Перевод статьи от UX Teddy – в их телеграме найдете так же переводы практических статей из блога UX Movement про проектирование сложных интерфейсов, форм и страниц — подписывайтесь!

©