Много обсуждают речь режиссера Сокурова на заседании Совета по правам человека при президенте РФ.

Вот, собственно, она с некоторыми сокращениями. Сразу скажу, что сократила письмо от жителей некой деревни, адресованном президенту и зачитанном Сокуровым. Жители недовольны тем, что Газпром строит завод по соседству с их деревней. Людей там – 100 человек, причем, 40 из них принадлежат к вымирающему народу водь, и поэтому их надо беречь, а стройку завода для сжижения газа прекратить. Деревне уже 500 лет, народ водь мог бы перебраться в Финляндию, но из любви к России не перебрался, а стройка замутила воду в местной речке и как-то уж слишком близко располагается от погоста. А Россия будет еще гордится народом водь.

Было еще про территориальный спор между Чечней и Ингушетией с упором на правоту последней. Также я убрала призывы выпустить некоторых заключенных. Кому нужно, читайте на сайте Кремля.

Итак, текст:
«Ситуация в стране меняется слишком быстро. Обстоятельства просто как лавина — одно за другим.
Если учесть, что сегодня очень сложная внешнеполитическая ситуация. И внешняя политика очень сложная. Она даже иногда мне кажется очень дорогой для такой небогатой страны, как Федерация. Все же у нас на довольствии в нашем полку и Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия. Насколько я понимаю, надо помогать Сирии, надо помогать большим дотационным южным регионам. Ну, в общем, понятно, что активная политика требует огромных и военных расходов, и крепких тылов.
Мы пребываем в некоем конституционном кризисе. Какие проблемы? Очень важная проблема — федеральная национальная Конституция, ей 100 лет. Была другая экономика, политика, другие социальные фантазии населения. Большевистская сила собрала все яйца в одну корзину и за это время из всех яиц вылупились куры, орлы, страусы, кошки — бог знает кто.
Все республики сегодня носят национальный характер. Есть столицы, даже есть армии, появился падишах. Есть президент Федерации, а куда делась Россия? У России даже нет столицы: Москва — столица Москвы. Мне кажется, это принципиально важная ситуация. Нам важно думать, говорить об этом, потому что многие об этом думают.
Еще немного о государственном положении человека. Конечно, большая проблема то, что происходит на Северном Кавказе. Политическая, культурная, эмоциональная и экономическая проблема. При советской власти в республиках нервничали: засилье русских — нет возможности развиваться. Сейчас русских там почти нет, Кавказ становится мононациональным. Вся власть в руках коренных людей. Развития нет или почти нет. Почему? Потому что, на мой взгляд, нет свободного развития молодых людей.
Мне кажется, что в Федерации русских все больше и больше начинают не любить. С нами хотят расстаться многие. Не хотят быть в одной компании, как они говорят. Многие молодые люди на Кавказе, а мне приходится иметь дело в силу обстоятельств с Кавказом, мне говорили открыто: «Вы русские не очень заслуживаете уважения». В Дагестане даже шутят, когда возникают экономические проблемы: «Ничего, русский мужик заработает». Дальше они продолжают: «Вы со всеми ссоритесь. Вы не можете справиться с бюрократией, коррупцией, слишком добренькие. Не можете создать мировую экономику, обладая мировыми богатствами. А мы — разные. И религия у нас разная. И климат-то у нас получше. Будете воевать с НАТО, мы на вашей стороне воевать не будем».
На какие проблемы, как гражданин, я бы хотел обратить внимание нашего высокого собрания. Я буду торопиться, простите меня. Первое — страшная политизация жизни в стране. Аполитичность правящей партии, как это ни странно, политизация всех правоохранительных органов, армии, неопределенность в отделении церкви от государства, нерешенность этой конституционной проблемы. Приближение исламской революции — революцию можно предотвратить, но не победить.
Необходима реанимация профсоюзного движения в стране, неприкасаемость профсоюзных лидеров, членов профсоюза от политических репрессий. Восстановление офицерских собраний в армии. Это очень важно. Нам необходимо создание новой службы гражданской обороны, которая могла бы разработать для администрации страны — и в масштабе страны, и в региональном — пошаговые действия в случае катастрофических обстоятельств. Нам необходимо ограничить в Северо-Западе, на Урале и в Сибири многоэтажное строительство, потому что именно беды в этих огромных многоэтажных районах на окраинах городов могут привести к катастрофическим последствиям. В этих районах нам нужно создавать системы убежищ для приема тысяч терпящих бедствие людей, местных жителей, в случае потери электроэнергии, тепла, воды и так далее. При приближении климатических событий, мы должны быть народом сплоченным и самоотверженным, но государство предварительную проверку не выдержало во время ковида. Население не совсем поверило государству. Неужели климатическую угрозу мы встретим, гоняясь по стране за молодыми людьми, у которых проснулась совесть и социальная боль?
Правильно говорят, что народ это те, кто думает, а остальное — население. Нельзя более народ превращать в население, это конституционная проблема. Городские коммуны, общественные организации, о чем вы постоянно говорите, градозащитники должны составлять конкуренцию бюрократии. Нам нужна активная, сильная оппозиция разных политических направлений. Нам нужен кинематограф, который работает с сатирическими, аналитическими, исследовательскими работами. Нам нужно запретить цензуру — Конституция-то еще жива! Надо прекратить преследование общественных некоммерческих организаций.

Выступаю с законодательной инициативой: отменить все наказания гражданам женского пола за участие в общественно-политическом движении. Милосердие выше справедливости.
Россия не должна воевать. Ну, защищаясь если только. Пора заняться нам новой Россией. Давайте поддержим наш великий Север, архангелогородцев, мурманчан, вологодцев, Поволжье, Урал. Давайте построим дороги, восстановим русские села, поддержим северный бизнес, восстановим здравоохранение там на Севере. У нас большие долги, у петербуржцев, перед архангелогородцами — тысячи петербуржцев были вывезены в Архангельскую область. А Архангельская область во время войны сама погибала от голода, еле-еле выживали. Нам нужно сохранить нашу великую северную культуру. Следуя принципам конституции, давайте соблюдать равноправие, разнообразные права человека и права меньшинств в том числе. Гёте: «Если ты на стороне большинства, подумай, в чем ты не прав».
Давайте посмотрим, что происходит с российским государством, с нашей конструкцией государства. Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве. Пожелаем им удачи. Пожелаем удачи всем… падишахам, я не знаю, всем, кто хотел бы начинать жить своей жизнью. А нашей армии пожелаем крепости и силы
».

Вот как интересно! Из яиц, значит, вылупляются кошки, вот-вот грядет исламская революция, а также климатическая катастрофа в Сибири, на Урале и на Севре-Западе. Что же делать? Немедленно отпустить республики Кавказа, прекратить строить большие дома, а начать возрождать села и строить убежища для спасения от климатического катаклизма. Да, и восстановление офицерских собраний в армии. Это очень важно. А покрасить Кремль в зеленый цвет? Это, по мнению Сокурова, не так важно?

Сокуров почему-то требует изменить Конституцию, которой «уже 100 лет». Что он этим хочет сказать, трудно понять. Может быть, он говорит про Конституцию 1924 года? Или это он о Договоре об образовании СССР от 1922 года? Так его отменили 30 лет назад, в Беловежской пуще. А Сокуров до сих пор не в курсе?

А как вам нравится, что он не может выговорить слово «ленинградец» и говорит вместо него «петербуржец». Блокада Ленинграда была, а не Петербурга, и ленинградцев приняла Архангельская область.

А Кадырова Сокуров называл падишахом, на что Кадыров не преминул указать и даже призвал СК проверить слова Сокурова о Кавказе. Самого же режиссера он обозвал продажной мордой.

Вспоминается 1 съезд Народных депутатов СССР 1989 года, на котором писатель Распутин в знак протеста против сепаратистов из Прибалтики и Грузии пригрозил выходом РСФСР из состава СССР:
«О стране. Никогда ещё со времён войны её державная прочность не подвергалась таким испытаниям и потрясениям, как сегодня… Шовинизм и слепая гордыня русских – это выдумки тех, кто играет на ваших национальных чувствах, уважаемые братья… Но играет, надо сказать, очень умело. Русофобия распространилась в Прибалтике, Грузии, проникает она и в другие республики… Антисоветские лозунги соединяются с антирусскими… Здесь, на съезде, хорошо заметна активность прибалтийских депутатов, парламентским путём добивающихся внесения в Конституцию поправок, которые позволили бы им распрощаться с этой страной. Не мне давать в таких случаях советы. Вы, разумеется, согласно закону и совести распорядитесь сами своей судьбой. Но по русской привычке бросаться на помощь, я размышляю: а может быть, России выйти из состава Союза, если во всех своих бедах вы обвиняете её и если её слаборазвитость и неуклюжесть отягощают ваши прогрессивные устремления? Может, так лучше? Это, кстати, помогло бы и нам решить многие проблемы, как настоящие, так и будущие. Кое-какие ресурсы, природные и человеческие, у нас ещё остались, руки не отсохли…
Поверьте, надоело быть козлом отпущения и сносить издевательства и плевки. Нам говорят: это ваш крест. Однако крест этот становится всё больше неподъёмен
».

Хорошо сказал, но, может быть, лучше было бы промолчать? А то теперь слышим уже про Кавказ, про Поволжье – докуда будем сокращаться?
Отец Сокурова происходит из черкесского рода, который получил дворянство при вхождении адыгов в Российскую империю. А мама у него – русская. Родился он в Иркутской области, где служил его отец. Учился в Польше и в Туркмении, куда потом отправляли отца, окончил истфак Горьковского госуниверситета и ВГИК.

Уже первый фильм Сокурова «Одинокий голос человека» (1987 года) вышел в общесоюзный прокат и получил хорошие отзывы у критиков. Я этот фильм тогда смотрела в кинотеатре, и он мне даже понравился, хотя сейчас читаю в биографии маэстро, что фильм не пускали в прокат, смыли пленку и прочие ужасы. А что я тогда смотрела? Уже не знают, что выдумать. Фильм этот еще и призы на фестивалях получал: опять-таки – это его так запрещали-смывали?

Потом Сокуров снимал много фильмов (трилогию про диктаторов, фильм про Эрмитаж, “Фауста” и др.), получал международные награды. Короче, памятник самому себе.

Сокуров, кстати, проживает в Эстонии, но и в Петербурге у него есть жилье, из гражданства РФ он не выходил – вот и защищает права человека здесь, при президенте России. А в Эстонии как с правами так называемых русскоязычных? Полный порядок?

В принципе, мало ли кто что говорит на этих заседаниях при президенте, но речь Сокурова частично транслировали даже по 1 каналу телевиденья, ее продолжают обсуждать, а сегодня я видела совершенно дикие сообщения на Яндексе: «Песков исключил арест Сокурова за его слова на заседании СПЧ»; «Сокуров заявил, что опасается уголовного преследования после спора с Путиным о Кавказе».
Что бы это всё значило?

Переход по щелчку В верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Политика)

©