Недавно я узнал об интересном термине — догфудинг (dogfooding).
Согласно легенде, президент Kal Kan Pet (компании-производителя кормов для домашних животных) ел собачий корм на собрании акционеров. По другой версии — просто утверждал, что может его съесть, потому что тот отличается высоким качеством.
В IT термин вошёл в 1988 году, когда один менеджер Microsoft отправил другому email с заголовком «Eating our own Dogfood». В письме было указание увеличить использование собственного продукта внутри компании.
Так вот, догфудинг — это практика использования своих товаров или услуг. Звучит смешно, но на самом деле очень важно для бизнеса, так как помогает:
- лучше понять, как работает продукт, взглянуть на него глазами клиента;
- протестировать новые фичи, собрать обратную связь, найти и устранить проблемы и ошибки;
- вырастить адвокатов бренда среди сотрудников и не только.
Взять, например, магазин здорового питания. Разве могут сотрудники качественно консультировать клиентов, если не занимаются догфудингом, а питаются только в фастфудах?
Догфудинг может быть частью корпоративной культуры.
Например, в JetBrains проводят в продуктах по несколько часов в день, а среду разработки IntelliJ IDEA программируют в самой IntelliJ IDEA. И даже маркетологи там должны уметь кодить.
В СберМаркете тоже догфудят: продуктовая команда не только заказывает доставку, но ходит «в поля» — поработать курьерами, сборщиками, сотрудниками колл-центра.
Мы в редакции Unisender тоже «едим свой собачий корм» (наш маскот как бы обязывает). Каждый из редакторов прошёл через вёрстку и настройку рассылки, когда готовил письмо со своей авторской колонкой. Такая практика действительно помогла лучше понять продукт.
Допустим, я никогда не отправлял email-рассылки. Но попробовал и убедился, что это не так страшно и сложно, как казалось. При этом не обходилось без косяков. Например, однажды скопировал письмо, в котором прехедер был уменьшен до одного пикселя. Найти его так и не получилось А ещё бесило автосохранение, которое постоянно выбрасывало в начало письма и вынуждало скроллить вниз. Сейчас эту проблему продуктовая команда решила, жить стало проще.
Получается, догфудинг всем хорош, но нужно помнить, что он:
- не заменит CX-исследований и QA;
- может давать не совсем объективные данные (потому что, например, сотрудники не платят деньги за продукт, не тестируют продукты конкурентов и т.д.);
- подходит не всем компаниям (B2B, медицина).
А в целом — приятного аппетита и до связи!
Сообщение