12 марта прессе
17 марта одному из корреспондентов Roem.ru, например, стало известно, что у его знакомого Димы две соседки скрыли поездку в Италию, заболели там COVID-19, и заразили своих пожилых родителей. Случаи эти оказались не уникальны и даже не единичны. И
Речь сейчас не идет о том, насколько на самом деле опасен вирус, существует ли он вообще, нужны ли карантины и самоизоляции и сколько от них вреда и пользы по сравнению с другими стратегиями поведения в этой ситуации разных лиц и институтов.
Речь идет о том, что государство таки решило принять определенные меры.
Роспотребнадзор
Так вот. Прикол с этими россиянами в том, что сервисы им предоставляют мобильные операторы, необанки, рекламные системы, поисковые системы, социальные сети и другие платформы, которые о людях знают очень много, узнают всё это очень быстро, умеют сопоставлять и анализировать.
Они знают, кто куда ездил, с кем общался вчера и с кем пообщается завтра. Кто откуда вернулся, запостил ли фоточки или почему-то молчит.
Но компании по понятным, наверное, причинам не очень хотят, чтобы государство и пользователи осознали, что они всё это знают.
Возможно, они уже работают с государством, но публично об этом рассказывать никто не будет. Пока Павел Кушелев
При этом условный (подставьте здесь любое имя проекта с крупной базой установленных аппок у россиян. Я не хочу показывать пальцем) может за один запрос сделать выборку своих пользователей из числа тех, кто:
- покидал Россию в две последние недели
- был за рубежом в странах с плохими показателями по заболеваемости коронавирусом
- вместо того, чтобы сидеть дома, телепается по всей Москве или, хуже того, России
Не нужно никакого распознавания лиц, не нужно ничего внедрять на общегородском или общероссийском уровне. Достаточно попросить данные у тех, у кого они есть. И даже если будут пинки и тычки общественности в ответ на нарушение приватности пользователей, у компаний есть железобетонный ответ: because coronavirus, that’s why!
Тем временем, в США
Зато под мрачной сенью коронавируса многие компании смогут поменять политики в более интересную для себя сторону.
Например, никакой финтех не любит наличные: платежи и обмен ими невозможно отслеживать и анализировать, если хитрый курильщик покупает сигареты только за кэш, ему не завысишь стоимость страховки. Вирус — отличный повод зафорсить отказ от наличных, чем и занялись и
Видеоблогеры по миру (и
Похожие настроения обнаружились у Марка Цукерберга: распространение фейков о коронавирусе означает, что настало время закручивания гаек,
Знаете, это всё напоминает о двух вещах.
Первое: байка про “Энигму”. Британцы, взломавшие шифр, якобы делали вид, что не знают содержимого сообщений между немецкими войсками, планировавшими бомбёжку Ковентри, чтобы не демаскировать факт компрометации “Энигмы”. Байка ложна, поскольку Ковентри не упоминался как цель налёта, британцы не могли защитить именно его. Но она хорошо описывает дилемму сервисов, знающих о своих пользователях так много, что они действительно могут остановить распространение любого вируса за считанные часы. Если соединить это их знание с правоохранительной системой, то можно навертеть таких дел, что любая утопия будущего окажется детской шалостью. И мы реально стали очень близки к самым мрачным киберпанковским историям о возможности человека выбирать как плохие, так и хорошие действия в своей жизни. Because coronavirus, that’s why!
Второе: есть байка о том, что если вы просите у человека что-то, то вы с большей вероятностью получите желаемое в том случае, если вы хоть как-то, хоть абсолютно бредовым способом, аргументируете свою просьбу. Если вы попросите: “Ребята, пожалуйста, пропустите без очереди!” вас пропустят в 20% случаев, но если сформулируете запрос как “Ребята, пожалуйста, пропустите без очереди, у меня папа негр!” – пропустят в 40% случаев. Так вот, не забывайте, что в большинстве случаев, залезание к вам в карман со стороны сервисов с присловьем: “Это из-за коронавируса!” остаётся залезанием к вам в карман.
(Даже если поначалу денег и не просят — схему с пробным периодом коронавирус не отменяет)