От редакции

Это авторская колонка — субъективное высказывание о маркетинге, работе и жизни. О том, что раздражает, радует, вдохновляет или бесит.

Моя карьера всегда складывалась так, что у меня были специалисты, для которых я выступала в роли заказчика или руководителя команды. Например, я не рисую руками креативы, не придумываю идеи, не настраиваю контекст. Зато я провожу первую работу по анализу аудитории, конкурентов, рынка. Потом передаю фокусы разным департаментам и слежу, чтобы всё это работало как единый оркестр. Раз в иногда сверяюсь со специалистами, чтобы вместе обсудить результаты и найти точки роста. И всегда остаюсь входным окном для стейкхолдера или клиента.

Чем дальше я росла, тем больше каналов становилось, тем шире должен был быть мой взгляд, тем больше специалистов мне нужно было связать между собой и на большее количество вопросов знать ответ. И это влияло на меня с двух сторон:

1. Было очень круто. Если я в агентские времена презентовала стратегию, то я знала наверняка, что клиент останется с нами либо на сопровождение, либо купит ещё услуги. Потому что я отвечу ему на все вопросы, включая заковыристые.

2. Было весьма фрустрирующе. Я знала всё, но многое поверхностно. И кто-то другой определённо может назвать себя таргетологом или дизайнером, а я какой-то менеджер-стратег. Мне было сложно объяснить, что именно я делаю стороннему человеку не из сферы.

Мем: Знаете, я и сам своего рода маркетолог…



В какой-то момент я поняла, что всё же я не бесконечна и не могу вместить в себя все знания мира. Например, я не технический менеджер, и моя попытка повести проект с созданием сайта не увенчалась успехом. Так я узнала, что хотя менеджер проектов в разработке и в маркетинге называется одинаково, их знания — это две огромные разницы. То же самое было, когда мне достался проект по 3D-анимации: он закончился хорошо, но было ощущение, что я тут не особо была нужна.

А ещё было больно начинать работу с каждым новым клиентом. У них было фундаментальное убеждение: если продукт плохо продаётся, то это маркетинг непонятно чем занимается. Если всё продаётся хорошо — так это продукт отличный!

В этот момент я осознала, что мне пора переходить на сторону клиента. Я хочу разбираться в разных каналах, но применять их в одной области и не объяснять разным людям базовые принципы своей работы (действия объяснять всё равно нужно, но простейшие вещи все понимают, плюс состав коллег не меняется).

Моё решение было такое: вместо того, чтобы переучивать весь мир или подстраиваться под то, что мне уже не нравится, я пойду туда, где мои сильные стороны будут востребованы.

Тут мне помогло такое упражнение: выделить время и выписать в один столбик задачи, которые меня вдохновляют, а в другой —- которые жрут энергию. Получилась однозначная картина:

  • Я люблю делать что-то с нуля, раскапывать местность, развивать новинки, коллабиться с разными специалистами, чтобы выдать лучший результат. При этом я могу спокойно держать рутину и делать маленькие улучшения, смотреть, как проект или продукт тихонько прогрессирует — это приятно.
  • Но мне надоело переключаться со сферы на сферу, а в агентстве это повседневность. Бесило объяснять элементарные вещи тысячу раз, потому что клиенты приходят новые, и они не виноваты, что чего-то не знают. И я точно не хочу давать мелочные правки про зелёность травы на фотке или точки над буквой Ё.

Это упражнение помогло мне понять, чего я хочу. И вместо того, чтобы идти на похожие позиции с теми же проблемами, я стала откликаться на нужные предложения. Его же я советую проделать всем, кто приходит ко мне на консультации. Практика простая, при этом очень хорошо раскладывает по полочкам твои критерии к новому месту и помогает обозначить нужный образ и границы с порога.

Я рада, что в итоге пришла в продуктовый маркетинг, где нужен оптимальный набор компетенций. Я могу влиять не только на каналы, но и на продукт в зачаточном состоянии, при этом мне не нужно руками касаться разработки, дизайна и редактуры. А ещё я наконец-то сфокусировалась на одном направлении — EdTech.

Исчезла ли проблема «А чем там маркетинг занимается?» Вообще нет. Исчез ли стереотип, что плохие продажи = плохой маркетинг, хорошие продажи = хороший продукт? Тоже нет. Зато теперь в моей власти один раз разжевать это стейкхолдеру, показать все отчёты и объяснить, что с любым вопросом можно прийти ко мне.

От редакции

Сабина Самедова — продуктовый маркетолог в Яндексе. Эту колонку она написала для авторской рассылки «Честно». В рассылке каждую неделю маркетологи говорят о том, что их волнует в маркетинге прямо сейчас. Подпишитесь, чтобы не пропускать самые интересные колонки от крутых ребят — всё пришлём прямо вам на почту.

Сообщение Непонятно, чем там маркетинг занимается появились сначала на Блог Unisender.

Читать далее

©