Мог ли Пушкин стать копирайтером? Вряд ли. Александр Сергеевич писал отличные стихи и сказки, но перед копирайтером стоят задачи посложнее, например:
- Написать текст простым языком.
- «Зацепить» читателя с первых строчек.
- Подтолкнуть к действию (например, к покупке).
Всё это надо уметь. Поэтому настоящий копирайтер — это человек-оркестр: он и писатель, и психолог, и слегка маркетолог (а зачастую еще и SMM-специалист). Его тексты искренни, как смех ребенка, и убедительны, как молодой Шварценеггер. Он знает, как вызывать эмоции у читателей. А главное — настоящий копирайтер умеет продавать.
А теперь минутка математики.
На бирже копирайтинга «Адвего» зарегистрировано 3 миллиона исполнителей (для сравнения: по статистике Росстата, всего в России работают 940 тысяч врачей и 1,225 миллиона учителей).
Неужели все эти люди умеют делать то, о чем написано выше?
Сомневаюсь. Чтобы начать работать на бирже, достаточно иметь три вещи: палец, компьютер и интернет. А чтобы стать профессиональным копирайтером, нужно учиться, ошибаться и практиковаться годами.
Как же найти хорошего автора среди миллионов любителей? Это можно сделать уже на этапе знакомства — главное знать, на что обращать внимание. Например, хороший копирайтер может сказать так:
«Вот мой сайт — там есть отзывы клиентов, страница с расценками и даже портфолио»
Давайте сразу уточним: сайт-визитка не гарантирует, что копирайтер выполнит ваш заказ «на пятерочку». Зато вы можете быть уверены, что перед вами опытный автор, который на голову перерос молодых и зеленых бойцов, обитающих на биржах контента.
Наличие собственного сайта показывает, что копирайтер пришел в профессию всерьез и надолго. А если сайт вдобавок попадает в ТОП поисковой выдачи по высококонкурентным ключам типа «заказать копирайтинг» или «рекламные статьи на заказ», хватайтесь за этого специалиста обеими руками — ведь он наверняка знает тайну SEO-оптимизации (пригодится, если решите вложиться в контекстный таргетинг).
«Ваш заказ я начну выполнять такого-то числа, потому что сейчас очень занят»
Хорошие копирайтеры всегда нарасхват. Их мало. У особо востребованных рабочий график забивается заказами на две недели вперед, поэтому не спешите расстраиваться, если вас поставили в очередь: скорее всего, автор действительно хорош и при этом трезво оценивает свои возможности. Наберитесь терпения. А если работу нужно выполнить срочно, предложите поднять гонорар — вполне возможно, это сработает.
«Я публиковался в таком-то журнале и на этом интернет-портале с посещаемостью 10 миллионов в месяц»
Опубликовать статью в хорошем журнале непросто. Тут нужно правильно подать материал, донести главную мысль и прорваться через придирки редактора. На такое способен только опытный автор (или очень талантливый).
То же самое касается крупных интернет-порталов. Например, когда я впервые подавал статью в «Лайфхакер», ее проверяли поочередно три редактора в течение полутора недель. В результате опубликованный материал лишь приблизительно напоминал изначальный вариант, а пузырек валерьянки в моей аптечке опустел более чем наполовину.
«Что? Кейсы? Окей, сейчас покажу»
Маленький лайфхак: если незнакомый копирайтер вдруг прислал вам коммерческое предложение, попросите его показать кейсы. Покажет — значит, с ним можно работать. На моей памяти такого не случалось (да, я тоже получаю письма от спамеров). Если копирайтер «дорос» до создания собственных кейсов, он вряд ли будет заморачиваться рассылкой КП холодной аудитории. Скорее всего, он уже на том этапе, когда клиенты находят его сами.
«Я выполню эту работу за (много денег)»
На рынке контента сложилась интересная ситуация. С одной стороны, миллионы начинающих исполнителей отчаянно демпингуют, стараясь урвать заказ и отстроиться от конкурентов, с другой — хороших копирайтеров мало. А хороших и притом «дешевых» копирайтеров можно пересчитать по пальцам правой руки Джейме Ланнистера.
Поэтому цены на рынке контента различаются, как Инь и Янь. Новички могут работать бесплатно, за отзыв. Статья от раскрученных гуру вроде Дениса Каплунова и Дмитрия Кота может обойтись и в $300, и в $500 — а то и больше.
«Работаю только по предоплате»
«Утром деньги, вечером — стулья» — принцип «Золотого теленка» суров и беспощаден. И в работе с профи он применяется почти всегда. Опытный автор знает себе цену и не станет делать тестовые задания. Не бойтесь давать предоплату, если профессионализм копирайтера подтверждается крепким портфолио, громкими отзывами и персональным сайтом — в этом случае «кидать» заказчиков ему крайне невыгодно. Незапятнанная репутация принесет автору куда больше денег.
Подытожим
Хороших копирайтеров мало. Плохих — миллионы. Формально стать коммерческим писателем может каждый — и этим пользуются все кому не лень. Понять, что перед тобой действительно профессионал, а не еще один новичок с большими амбициями — довольно просто. Достаточно помнить, что:
- У хорошего копирайтера, как правило, есть сайт-визитка с отзывами и приличным портфолио.
- Если копирайтер ставит ваш заказ в очередь, то он, скорее всего, востребованный специалист.
- Публикации в журналах и на крупных интернет-порталах — показатель профессионализма.
- Хороший копирайтер в любой момент может показать примеры опубликованных работ и даже парочку кейсов.
- Расценки хорошего копирайтера могут вас шокировать (особенно если вы привыкли заказывать тексты на бирже).
- Опытные копирайтеры работают по предоплате и не выполняют тестовых заданий.
Если при общении с копирайтером вы заметили все эти признаки, то можете не сомневаться: перед вами профессионал. Нанимайте.
Статью подготовил