Марита Захарова (Зава) — режиссер, окончила ВГИК, сняла несколько короткометражек и больше тысячи телевизионных программ.  А сейчас режиссирует свой проект о киноискусстве – FEELLINI. Она изучила, пересмотрела, прожила, прочувствовала сотни фильмов и создала «КиноОдиссею» – курс-путешествие в историю кинематографа через красивые, глубокие письма. В них Марита делится своими знаниями, заметками, кадрами и эмоциями с теми, кто хочет изучить творчество великих режиссеров и научиться разбираться в кино. Она знает секрет, как погрузиться в просмотр фильма и вынырнуть по ту сторону экрана, заметить детали, разгадать скрытые намеки режиссера, уловить красоту моментов, а главное, насладиться этим искусством.

Как у нее получается масштабировать такую благородную, совсем, на первый взгляд, не бизнесовую идею, и какую роль в этом играет онлайн-комьюнити, – об этом наш разговор с Маритой.

Марита Захарова (Зава), режиссёр, автор проекта FEELLINI

Марита Захарова (Зава), режиссёр, автор проекта FEELLINI

Почему  FEELLINI? С чего начинался проект и в чем его главная идея?

Это название говорящее: Feel — чувствовать, и Феллини — режиссер, который очень сильно на меня повлиял. Мой проект о том, как чувствовать кино, пропускать через себя, учиться у него, вдохновляться киноискусством.

У меня была идея образовательного проекта о кино. Я хотела делать курсы по каждому режиссеру. Рассказывать о творчестве Феллини, Антониони, Вендерса, Годара и других. Но потом поняла, что сначала должен быть базовый курс, который станет «киноликбезом».

Так появился онлайн-курс «КиноОдиссея. Я придумала его почти два с половиной года назад. За это время я изучила образовательные методики, педагогический дизайн. Хотела сделать курс грамотно, учитывая все наработки андрагогики. А получилось намного круче начального варианта. Чаще всего себя критикую и редко хвалю. Но «КиноОдиссея» — тот случай, когда я без стеснения горжусь своим проектом.

У тебя удивительные письма к курсу. Как рождаются такие красивые тексты? Кто их пишет?

У меня в блоге есть четыре статьи, которые написали другие авторы (везде стоит их авторство). Все остальные тексты — мои. Письма курса пишу тоже я. Пару раз обращалась за редактурой. Но изначально идея и базовый текст были моими.

55935550_320016408661703_5170410097691590656_n

Свой проект  ты воспринимаешь больше как бизнес или как искусство?

Скорее, это дело жизни, связанное с искусством. Я хочу вдохновлять людей смотреть художественное кино, чтобы они получили от него кайф. Мне невероятно нравится делиться. Изначально я относилась к этому проекту, как к шерингу. Представьте, что перед зрителем не теоретик кино, а обычный человек. Вот я сижу с чашкой чая и делюсь в задушевной беседе тем, что сама так сильно люблю. Отсюда пришла и идея писем.

Каждое мое письмо — это путешествие во времени. Я вовлекаю читателей, создаю определенную атмосферу, чтобы человек прямо окунулся в ту эпоху. Если я рассказываю о зарождении жанра гангстерских фильмов, то сначала рисую образ Америки 30-х годов. Мы вспоминаем Великую депрессию, «гувервили» и миллионы безработных в очереди за бесплатным супом. Я все время ищу параллели и знаки. Смотрите, и в это же время появилась игра «Монополия», и тут же где-то Дисней нарисовал Микки-Мауса, а Чарли Чаплин высмеял в своем фильме открытие памятника «процветанию». Вот они, миллионы американцев, прильнувших к своим радиоприемникам.

Когда понимаешь эпоху, живо представляешь и предпосылки развития того или иного жанра. Почему людям в то время так полюбились гангстерские фильмы, сказки и ужастики? Да, все просто. Это был единственный способ отвлечься от тяжелой реальности, такой антидепрессант с привкусом попкорна.

56334697_2245554388856858_5269097876239155200_n

Это глубокий подход. Похоже, что FEELLINI  не ограничится только курсом. Какое у него будущее?

Да, из FEELLINI я хочу сделать большую образовательную платформу, чтобы человек мог погрузиться в мир кино с головой, в удобных для него форматах. «КиноОдиссея» — это первый курс, базовый, с которого хорошо начать. А дальше можно будет по каждой теме бесконечно углубляться. Планирую детские программы, семейный и подростковый киноклубы, чтобы FEELLINI стал максимально социально полезным.

В планах, выход на международный рынок. Уже сейчас курс проходят участники со всего мира. Хочу перевести курс и начать деятельность в США. Такого продукта там точно пока нет. Письма будут на разных языках: английском, французском, немецком, китайском и других.

Есть ли продолжение  FEELLINI  в офлайн?

В Культурном центре «Зодчие» завершился мини офлайн-курс «КиноОдиссея», который прошли уже около 200 человек. Параллельно я обсуждаю варианты кинолектория с несколькими интересными площадками. Оказалось, что это очень востребованный формат. Проблема сейчас во мне – совсем не успеваю. К тому же, мероприятия предполагаются по вечерам. Я это время обычно посвящаю детям, поэтому стараюсь не делать больше двух вечерних встреч в неделю.

56352687_2348074898737232_423032004955602944_n

Расскажи, как ты попала в закрытый клуб Таисии Кудашкиной?

Сначала я слушала подкасты Таисии во время пробежек. Это было почти два года назад. Одна пробежка – один подкаст, очень удобно получалось. Потом втянулась, начала посещать саммиты, а потом и до клуба доросла.

Но с ним одна большая проблема: слишком много всего классного. И я постоянно расстраиваюсь, что не успеваю вписываться во все активности. Сначала мне очень помогла группа Stand-Up, еженедельные встречи в небольшой группе, где мы отчитывались по целям и задачам. Я слушала задачи других и мне становилось понятнее про свои.

Потом полюбила сессии с бизнес-психологом. Сейчас мне очень нравятся мастер-школы. Каждый раз делаю для себя открытия. На мастер-школе по рассылке со Светланой Дёминой придумались классные лид-магниты. И, конечно, установочные сессии с Таисией. У нее какой-то особый талант вправлять мозги.

55939899_331643754158055_6559988032634617856_n


«Для меня кино — способ самовыражения и познания. Это просто мой путь»


Что изменилось за полтора года в клубе?

Самое главное, мне кажется, меняется мышление. Долгое время я работала на себя, но не была предпринимателем. Скорее высокооплачиваемым фрилансером. Сейчас начала понимать и уже ощущать, в чем разница. Рядом Таисия с неуемной энергией, доброжелательная команда Websarafan и постоянное действие. Ежедневно вокруг все делают что-то свое и при этом поддерживают друг друга. Кстати, первыми покупателями моего курса стали именно одноклубники. Это очень для меня ценно.

До клуба Websarafan я не очень понимала связь между мной и продажами проекта.Моя страничка на Facebook была закрытой, подписчики – близкие друзья. И нужно было как-то преодолеть себя, чтобы хоть как-то открыться миру. Я вела аккаунт в формате дневника, а теперь пришло время думать,что и как писать, я не готова открывать все посторонним людям. Настраивала фильтры. До сих пор закрываю почти все посты о детях. Оставляю совсем личное только для друзей, и не воспринимаю аккаунт Facebook как бизнес-страницу. Это по-прежнему мое пространство. У меня нет контент-плана, я не высчитываю количество лайков на публикациях и не завожу темы, чтобы «зашло». Пишу искренне о том, что меня волнует.

Наверное, если бы не клуб, я бы еще год сидела и доводила свой проект до совершенства, не решаясь запустить.

55925747_327400797920472_5990055377218043904_n

Какие задачи ты решила с помощью этого комьюнити?

Создан и запущен онлайн-курс «КиноОдиссея». Это полноценный, готовый продукт моего проекта. Его проходят сейчас 72 человека. Параллельно я с командой завершила важные этапы:

  • Студенты Высшей школы брендинга под руководством Андрея Кожанова помогли придумать название и фирменный стиль для всего проекта FEELLINI.
  • Полина Хоронько разработала фирменный стиль для курса «КиноОдиссея».
  • Сделали сайт, где первые полгода посвятили блогу. Кстати ему недавно исполнился год! Сейчас в блоге 46 статей. Материалы FEELLINI прочитали 67 000 человек. 
  • Завели библиотеку курса на платформе «Мангустин.Онлайн».
  • Нашли удобный сервис по автоматизации рассылки писем Mailerlite.
  • Я зарегистрировала ИП и подключила интернет-эквайринг Тинькофф.
  • В конце января запустила продажу курса.

На данный момент над проектом работают:

  • Таня Беляева — администрирует сайт, помогает с рассылкой и с платформой Мангустин.Онлайн.
  • Алексей Соловьев — помогает с некоторыми разделами сайта и социальными сетями.
  • Полина Хоронько — иллюстрирует курс «КиноОдиссея».
  • Даша Сидоркина — моя правая рука, помогает со всем.
  • Алина Дорогих — приглашенный автор блога FEELLINI.

Сейчас основная проблема с продвижением проекта. Большая часть времени уходит на разработку контента. И вот здесь Websarafan особенно выручает, т.к. не нужно бегать и искать разных специалистов. Начала делать лид-магниты — хоп, мастер-школа по емейл-рассылке, решила запустить таргетинг — мастер-школа по рекламе. Практически на любой мой предпринимательский запрос, я нахожу решение в клубе.

56490463_2164591460275198_6502530694588137472_n

Назови свои самые большие ошибки в работе над проектом?

Я сразу запустила длительный, годовой курс, а надо было начать с чего-то маленького, обкатать, только потом переходить к большому. Но у меня в голове выстраивается все глобально, и я не видела меньшего варианта. Сейчас чётко понимаю, как и что можно было устроить. Уже после старта курса начала полностью менять его формат. Переделка «КиноОдиссеи» отняла очень много времени. Несколько месяцев все ресурсы уходили в контент, и только сейчас я начинаю заниматься продвижением.

Что ты можешь посоветовать предпринимателям, которые тоже делают проект об искусстве?

Мне кажется, такой проект нужно делать, если им горишь. Только ради заработка не стоит начинать, лучше поискать что-то другое, более коммерческое. Нужно быть готовым к тому, что долгое время придется самому двигать проект, по сути заниматься продажами. Многие люди искусства к этому не готовы. Я до сих пор себя буквально ломаю.

Где можно больше узнать о FEELLINI?

Конечно, для начала в моем блоге.  Также в Сообществе на Facebook, аккаунтах проекта Feellini и курса «КиноОдиссея» в Instagram, есть группа во Вконтакте. Всего в социальных сетях к проекту присоединились 1114 человек. Это не так много, но уж есть чем гордиться. Публикации FEELLINI во ВКонтакте были отмечены значком Прометея, и теперь группа входит в пантеон самых интересных сообществ соцсети.

За год о проекте вышло целых 3 интервью в блогах THE ZHENSHINY Лизы Клещевой, «Записки цифровых кочевников» Ани Найденко и в кворкинге «Рабочая станция».

56610407_314939759169354_608250206147837952_n

Четыре «да» в пользу настоящих героев

Да, Марита, как и все, кто занимается сейчас бизнесом, не родилась готовым предпринимателем. Она шла от души, от призвания, от желания делиться с другими всем, что знает сама о кино. По этому принципу начинаются многие бизнесы. И в клубе мы берем за руку наших участников, ведём по пути предпринимательства: поиск, гипотеза, тестирование – и так по кругу. Вместе растём, достигаем цели.

Да, её онлайн-курс особенный, не для массового потребления. До него нужно дорасти. «КиноОдиссея» для влюбленных в кино, очарованных миром кинематографа. Для тех людей, кто внутренне созрел развиваться, осознанно ищет разные увлечения, чувствует потребность вдохновляться искусством.

Да, кейс Мариты не многомиллионный. Проект FEELLINI – интересный, глубокий, социальный, но вместе с тем, время и ресурсно затратный. Без инвестиций и спонсоров. Он настолько сам по себе прекрасный, масштабный и трудно подъемный, что Марита, осмелившись нести свою миссию в жизнь, уже герой. На курсе 72 человека. Но его старту предшествовала такая же сложная, скрупулезная работа, как если бы учились две тысячи человек.

И наконец, да, Марита не просто предприниматель, а еще мама. У нее двое детей. Важно, чтобы другие мамы это услышали и поверили в себя. Для каждой кто-то может стать вдохновением, героем. Так Марите оказалась в этом плане близка Таисия Кудашкина: «Я думала, если она (Таисия) с двумя детьми начала и смогла, то и у меня получится. Всегда импонирует позиция Таисии, что она думает о мамах».

56702376_963193693866987_4065552799000166400_n

Напутствие героям

  1. Поддерживайте друг друга – в комьюнити наша сила.
  2. Подпитывайте дух поиска и авантюризма – любознательные и смелые чаще побеждают.
  3. Укрепляйте настойчивость и веру в себя – без них не получится вашего бизнеса.
  4. Не обнуляйте своих усилий. Не бывает мини-героев. И владельцы малых, микро и нанобизнесов должны это знать. Расскажите о своем проекте в любой соцсети с хэштегом #не_бывает_мини_героев, или оставляйте комментарии после статьи.

 

Еще почитать о мини героях

10 поучительных историй от мамы-маркетолога

Запись Марита Зава: бизнес про искусство впервые появилась Websarafan.ru.

©