Как начать разбираться в шрифтах и перестать беспокоиться

Часть 1 — сколько нужно?

Ок, котаны. Сегодня я расскажу о том как выбирать шрифты. Эти тайные знания, ранее доступные только членам закрытого многорасового ситизинщипа, наконец будут преданы публичности. Если я не развалюсь, будет два-три недлинных текста.

Для начала простой вопрос — сколько в мире шрифтов? Кажется, на самом популярном шрифтовом маркетплэйсе Myfonts более 130 тысяч. На Adobe fonts меньше — от 14 тысяч, но всё равно достаточное количество, чтобы сойти с ума при выборе.

Как не потеряться в открытом море? Сколько нужно знать шрифтов, чтобы быть хорошим дизайнером? А прямо офигенным? Чем больше, тем лучше?

Хорошая новость — много шрифтов знать не нужно. В своем расширенном списке я бы назвал что-то в районе дюжины основных базовых шрифтов. (Список лучших шрифтов-ориентиров всех времен и эпох будет в последней части). Гений дизайна XX века Массимо Виньели настивает, что их всего 5–7. Максимум 9–10. И больше не нужно.

Вот они:
Garamond, Bodoni, Cenuty Extended, Futura, Times Roman, Helvetica.

Этот плакатом Массимо Виньелли анонсировал «третью из серии выставок Школы визуальных искусств, посвященных великим визуальным коммуникаторам нашего времени»

В своей книге «Канон» он пишет об этом:

«Приход компьютеров спровоцировал появление феномена, называемого desktop publishing, что значит «настольная издательская система». Это позволило всем, кто умеет печатать, использовать любой из доступных шрифтов и производить какие угодно искажения. Это была катастрофа огромных размеров. Культурное загрязнение, беспрецедентное в своем масштабе. Как я сказал, в то время, если бы все люди, занимающиеся «настольным издательством», были врачами, мы бы все уже умерли! Шрифты переживали настоящий бум.



С помощью компьютера любой человек мог придумывать новые шрифты, и это вызвало самое большое визуальное загрязнение всех времен.

Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, я сделал выставку, на которой мы выставили работы, созданные нами за многие годы с помощью всего лишь четырех шрифтов: Garamond, Bodoni, Century Expanded и Helvetica. Целью выставки было показать, как можно создавать огромное разнообразие печатной продукции с экономичным подходом к шрифтам и получать при этом отличный результат. Другими словами, важен не шрифт, а то, что вы с его помощью делаете. Акцент был на структуре, а не на шрифте.

Я все еще уверен, что большинство шрифтов созда- ются по коммерческим причинам, просто ради денег или для облегчения идентификации. На самом деле количество хороших шрифтов достаточно ограничено, и большинство новых шрифтов — переработка ранее существующих. Лично я могу легко обходиться полу- дюжиной, к которой я могу добавить еще полудюжину, но вряд ли больше.

Кроме тех, которые я уже называл, я могу добавить Optima, Futura, Univers (наиболее продвинутый дизайн века, т.к. он имеет 59 вариаций), Caslon, Baskerville и еще пару других новых шрифтов. Как видите, мой список достаточно прост, но его большое преимущество в том, что он в состоянии обеспечить вам хороший результат. Правда и то, что за последние несколько лет некоторые талантливые дизайнеры-шрифтовики достигли выдающихся результатов, сделав совершенно очевидными отсутствие цели и качества большинства других шрифтов.

Один из наиболее важных элементов типографики — масштаб и отношения размеров. Естественно, есть масса вариантов понимания и выражения типографики. Мне не так интересно описывать все разнообразие возможностей, как объяснить свою собственную точку зрения и свой подход. Я вижу типографику как дисциплину, организующую информацию наиболее объективным образом. Я не люблю типографику как средство самовыражения, как предлог для художест- венных упражнений. Я признаю, что для этого тоже есть место, но это не мой язык и мне он неинтересен. Я не думаю, что когда ты пишешь «собака», шрифт должен лаять.

Иллюстрация из «Канона»

Я предпочитаю более объективный подход: стараюсь максимально выявить составляющие текста, используя пространство, массу, и типографические приемы, такие как, выключка влево, по центру или на ширину колонки.

В некоторых случаях характерный шрифт может быть даже очень уместным, скажем, для логотипа или короткого объявления, особенно в кратковременных ситуациях, связанных с рекламой.
Это не основные области нашей работы, но всегда, когда найдено блестящее решение, я готов похвалить задумку и результат.»

Книга есть в этих ваших интернетах на русском и английском языках, и если у вас ее еще нет, то я не знаю почему.
Иллюстрация из «Канона»

Итак Виньелли говорит всего о 4 шрифтах:
· Garamond
· Bodoni
· Century Expanded
· Helvetica
Затем великодушно добавляет:
· Optima
· Futura
· Univers
· Caslon
· Baskerville

Остальное ему, в целом, не нужно.

Виньели упоминает Century Expanded, понятия не имею зачем он нужен. Я бы взял вместо него DIN или Gill Sans. У меня получится немного другой список, у каждого дизайнера свой, но большинство элементов будут общими. Надо оговориться, что это не те шрифты, которые я использую в работе, а наиболее цитируемые и популярные.

Здесь мы переходим к следующей части, назовем ее пафосно — «типографская дихотомия».

Мой канальчик в тележке.
Уютный дизайн-чатик.


Как выбирать шрифты · 1 was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.

©