Рассказываем, как без книг по ораторскому мастерству научиться выступать публично. Советы помогут спикерам конференций, руководителям команд и всем, кто публично выступает онлайн или офлайн.
Снимите на видео ближайшее выступление или найдите запись
Видео выступления понадобится для анализа. Это необязательно речь со сцены на большой конференции. Подойдёт запись любого рабочего выступления на совещании или командной встрече.
Критерии для видео
- Офлайн-выступление.
- Ролик на 5–10 минут.
- Вы сняты в полный рост.
Короткий ролик анализировать удобнее. Если у вас есть запись часовой речи, возьмите для разбора только вступление или кусочек основной части. Хорошо, если в кадре есть слушатели, видно их реакцию.
Если ролика нет, попросите коллег снять ваше ближайшее выступление на встрече по итогам месяца.
- Сможете разработать концепцию личного бренда
- Узнаете, как заводить новые полезные контакты
- Научитесь собирать аудиторию для вашего бренда и работать с ней
Подготовьте таблицу для разбора
Начертите от руки, создайте таблицу в Excel или воспользуйтесь
Контент — всё, что касается логики и содержания.
Подача — жесты, перемещения по сцене, работа с голосом, скорость речи.
Взаимодействие с залом — обращение к слушателям, просьбы и вопросы.
Посмотрите выступление и заполните таблицу
Программа минимум — посмотреть выступление два раза. После первого просмотра выпишите только явные огрехи. Во время второго обратите внимание на реакцию аудитории и отдельные приёмы.
Если у вас больше времени, посмотрите ролик трижды. Каждый раз обращайте внимание на разные аспекты: контент, подачу и взаимодействие с залом.
Чтобы отследить жесты-паразиты и ненужные перемещения по сцене, посмотрите выступление на скорости х2. В быстрой перемотке сразу видно, как спикер то и дело крутит пуговицу пиджака, поправляет волосы или одинаково размахивает руками.
Не могу смотреть на себя в записи…
Люди не любят смотреть свои выступления. Это понятно: на видео недочёты сразу бросаются в глаза.
На деле выступление на видео и в зале воспринимаются по-разному. Аудитория следит за главной мыслью, а не подмечает оговорки.
Мы более требовательны к себе, чем наш зритель. Зал настроен поддерживающе и не замечает мелких ошибок. Попробуйте посмотреть на своё выступление со стороны аудитории, а не спикера.
Выписывайте все недочёты, которые видите. Пускай вас не смущает, что пунктов может быть много.
Выберите, над чем работать в первую очередь
Выберите не больше трёх пунктов. Не нужно браться сразу за всё.
Начинайте с того, что принесёт наибольшую пользу для аудитории. Слушатель проберётся через «эканье», если выступление решает его задачу. А если в речи нет пользы, то никакой голос, даже дикторский, не спасёт впустую потраченное время.
Рассмотрим два выступления. В первом есть только приёмы подачи и вовлечения зала, но нет пользы для аудитории. Нам смешно смотреть видео — от того, что узнаём пародию на типичные выступления, в которых оратор щедро шутит и льёт воду.
Во втором спикер выступает спокойно и лаконично. Но её тема и контент, решают проблему руководителей команд. Сдержанная подача не помешала ролику набрать 2,5 млн просмотров.
Избавляться от слов-паразитов или хождения туда-обратно по сцене — здраво, но только вместе с содержанием. Мы предлагаем планировать каждый раз три улучшения: два про смысл речи, одно про подачу и взаимодействие с залом. Выберите три пункта (или меньше) и обведите их в своей таблице.
Запишите план действий и критерии успеха
Выпишите три пункта для улучшения на отдельном листе. Рядом зафиксируйте:
- Как вы поймёте, что цель достигнута. Это критерии, по которым вы оцените свой прогресс.
- План действий. Что конкретно вы сделаете, чтобы улучшить навык. Например, вы решили проработать вступление. Тогда шаги будут такими: посмотреть несколько выступлений на TED, найти удачный приём для вступления, прорепетировать заранее и показать результат честному другу.
Фиксируйте сильные стороны
Записывайте хорошие находки. Это нужно не для того, чтобы поднять самооценку, а чтобы не забыть удачные приёмы. Когда мы на кураже шутим или обращаемся к залу во время выступления, то кажется, что легко сможем повторить этот ход. Но потом удачный приём забывается.
Сигнал, что приём удался — реакция аудитории. Обратите внимание, в каких моментах зал смеялся, аплодировал или, наоборот, напряжённо затихал. Удачным приёмом может стать комментарий, понятный только в контексте, отсылка к предыдущему спикеру, высказывание личного отношения, вопрос к конкретному слушателю — на самом деле, что угодно.
Подготовьтесь к следующему выступлению
Не ждите, что сразу вы сможете исправить все огрехи: скорее всего, сразу вы заметите одно–два улучшения. Проанализируйте новое выступление и выберите следующие зоны роста.
Если переживаете, что не хватит мотивации, найдите союзника. Подговорите коллегу или друга. Репетируйте вместе с ним, присылайте заполненные таблицы. Здорово, если вы будете работать над навыком вместе — взаимная ответственность поможет не слиться на следующий день.
Улучшайте навык постепенно
Скорее всего, прийти к идеальному результату получится не сразу. То, как вы выступаете сейчас — это сформированная привычка. Чтобы её изменить, нужно повторить новый инструмент несколько раз.
Навык выступлений — это не особый талант. Хорошие ораторы не ждут вдохновения неделями, чтобы сделать сильный доклад к конференции. Спикер своими усилиями создаёт речи, которые по-настоящему что-то меняют.
Найдите запись своего выступления. Если такой нет — сделайте на ближайшей встрече с командой.
Посмотрите видео и выпишите, что оставить, а что убрать.
Возьмите в работу не больше трёх пунктов для улучшения.
Улучшения начинайте с контента.
Фиксируйте удачные приёмы — их стоит повторить.
Найдите бадди, чтобы не слиться и повторить разбор несколько раз.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши