Эта статья посвящается всем, у кого дома живёт подросток, который даже не представляет, кем он хочет стать, когда вырастет. А если поступление в институт уже маячит на горизонте, то этот материал посвящается вам вдвойне. В нём профориентатор Ирина Водянская собрала рекомендации, с помощью которых станет чуть проще найти ответ на вопрос «как выбрать профессию». Примерное время на чтение — 14 минут.


Если у вас в семье есть подросток, то вы уже убедились — есть в стране кризис или нет, а профессию выбирать надо. Кризис лишь накладывает свои коррективы.

Мир цикличен, история тоже: сейчас обстановка похожа на Великую депрессию в США 1929 года. Бояться этого не надо. Напротив, нужно собраться и понять, как нивелировать риски и при этом не прогадать. В этой статье я подскажу, на какие вопросы нужно для этого ответить и какие шаги предпринять, чтобы помочь ребёнку определиться с профессией.

Но давайте сразу договоримся: ребёнок должен выбрать профессию самостоятельно. Только он знает, что ему нужно. И только при самостоятельном выборе ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Чему учить детей

В каком мире мы живём и будем жить

В каких условиях начнут работать наши дети

Что делать уже сейчас, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию

Как проверить, подходит ли ребёнку выбранная профессия

Каких ошибок важно избежать родителям при выборе профессии для детей

Формулируем главное правило при выборе профессии

Чему учить детей

Я в прошлом экономист, поэтому отношусь к выбору профессии как к бизнес-проекту, у которого есть чёткие задачи, сроки и результаты. При этом важно помнить, что выбор профессии — не конечная точка. С него всё только начинается. Поэтому отвечу на вопрос «Чему учить детей?» словами Блэра Шеппарда. Он руководит международной группой по разработке стратегии и развитию лидерства PwC.

«Для того чтобы всегда оставаться впереди, надо постоянно приспосабливаться, взаимодействовать с окружающими, при этом оставаться верными себе и своим идеалам. Учащимся важны не только полученные знания, но и сам процесс обучения. Остальным необходимо помнить о том, что чувство удовлетворённости своим интеллектуальным уровнем может быть опасно, а обучение новым вещам и новым способам мышления – это процесс длиною в жизнь».

Разобрались с тем, что умение учиться — один из важнейших навыков, который важно привить детям. Идём дальше.

В каком мире мы живём и будем жить

Реальность такова — цифровые технологии и искусственный интеллект всё сильнее влияют на рынок труда.
Давайте посмотрим, в чём это проявляется сегодня, какие тенденции только начинают зарождаться, а какие ждут нас в будущем.

Сегодня: время вспомогательного интеллекта

Сейчас человечество старается автоматизировать монотонные, типовые или трудоёмкие процессы. Поэтому мы видим растущий спрос на навыки в области науки, технологии, инженерии и математики. Эти дисциплины ещё часто объединяют в аббревиатуру STEM и используют её даже для обозначения одного из образовательных подходов. Знания перечисленных дисциплин нужны для создания новых технологических экосистем.

Завтра: время расширенного интеллекта

Люди почти научились пользоваться вспомогательным интеллектом, поэтому уже появляется следующая версия. На этом этапе человек и машина будут совместно принимать решения. А уникальные человеческие черты – эмоциональность, креативность, убедительность и новаторство — станут ещё более ценными.

В будущем: время автономного интеллекта

Что будет на этом этапе: системы искусственного интеллекта станут настолько развитыми, что смогут взять на себя процесс принятия решений. Чем будут заниматься люди — пока загадка.

В каких условиях начнут работать наши дети

По прогнозам специалистов PwC, к 2030 году — примерно к этому времени сегодняшние подростки завершат учёбу в университетах — рабочая среда будет состоять из четырёх составляющих.

Жёлтый мир

Эта составляющая будет представлена процветающим общественно-полезным и социально-ориентированным бизнесом. Бренды с высокими этическими принципами и безупречной репутацией смогут рассчитывать на коллективное финансирование (краудфандинг). Люди будут придавать большое значение долгу индивида перед обществом и ценить человеческие качества.

Красный мир

Этот сегмент будет представлен компаниями и частными лицами, которые конкурируют за внимание потребителя. Регулирующие процессы перестанут поспевают за появлением инноваций, а цифровые технологии будут обеспечивать элите неограниченный доступ к информации и рычаги влияния. В этой части общества наиболее востребованными будут узкоспециализированные услуги и нишевая продукция.

Зелёный мир

В этой части рабочей среды основной движущей силой бизнеса станут вопросы социальной ответственности, доверия, демографии и защиты окружающей среды. Следовательно, бизнес-проекты и специалисты, которые будут искать и находить решения, станут на вес золота.



Синий мир

А вот в синей «части» мира всё внимание будет направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей, а не на поддержание идеи социальной справедливости. При этом компании будут становиться всё больше, крупный бизнес будет объединять более мелкие компании, что приведёт к укрупнению бизнеса как такового.

Что делать уже сейчас, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию

Несмотря на все прогнозы и оценки, никто не отменяет условия неопределённости, в которой мы живём уже несколько лет. Поэтому неудивительно, что знание сценариев не сильно облегчает выбор профессии. Не даром более 26% школьников не имеют представления о том, какую профессию они хотели бы получить.

Выбор осложняется ещё и тем, что уже к 2030 году появятся появятся очень много новых профессий, о которых даже сегодня и не слышали, в свою очередь профессии-пенсионеры просто исчезнут. Более подробно можно узнать об этом в Атласе новых профессий «Сколково».

Под влиянием развития технологий меняются даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель. Многие профессии и вовсе скоро «уйдут в онлайн».

Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем? Чтобы помочь ему, родителям нужно следовать некоторым правилам.

Правило 1: ориентируйтесь на то, что интересно ребенку

У каждого вида деятельности есть своя специфика и свои требования, предъявляемые к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями вашего ребёнка — профессия ему подходит.

Чтобы определить пул профессий, в которых школьник сможет реализовать себя, обратите внимание на его интересы, склонности и способности:

  • Интересы побуждают овладевать знаниями и расширять кругозор, помогают преодолевать трудности и препятствия. Как правило, интерес формируется в реальном деле, поэтому важно создавать для школьника условия, в которых он сможет попробовать себя в разных видах деятельности.

Пример: ребёнок увлекается биологией. В кружке ему предложили перевести с английского языка интересную статью. Английский язык ребёнок знает плохо, но соглашается сделать перевод, потому что хочет узнать, о чём написано в статье. У такого ребёнка сформировался устойчивый интерес к науке.

  • Склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Если подростка привлекает не только результат, но и сам процесс работы, можно говорить о склонности к такому виду деятельности.

Пример: ребёнок любит животных и с удовольствием проводит время, ухаживая за ними. У такого ребёнка есть склонность к профессиям, в которых важно уметь долго общаться с животными и определять их потребности.

  • Способности — это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют, может человек добиться успеха в профессии или нет. Поэтому при выборе профессии важно ориентироваться не только на знания ребенка, но и на его личные качества и способности.

Пример: ребёнок хочет стать врачом и может внимательно выслушивать жалобы младшего брата на то, как сильно он ударился на детской площадке. А затем — терпеливо и настойчиво объяснять, почему к ушибу нужно приложить лёд. Личные качества такого ребёнка позволят ему стать хорошим врачом.

Правило 2: предлагайте ребёнку проходить профориентационные тесты

Профориентация предлагает подойти к выбору профессии с научной точки зрения — современные методики включают в себя профориентационные тесты или специальные задания, которые курируют психологи. При этом не нужно полагаться на них полностью. Тесты лишь помогают понять, какие способности и желания есть у подростка и как их можно реализовать в профессиональной деятельности.

Я не рекомендую ограничиваться простым прохождением теста из интернета. Лучше обратиться к грамотному специалисту по профориентации. Он не только проведет тест, но и даст грамотную консультацию по его итогам, поможет подобрать учебное заведение и составить траекторию обучения, а также обеспечит профессиональное сопровождение.

Правило 3: собирайте как можно больше информации о профессиях

Не забывайте про информационный ресурс. Об IT-специалистах сегодня слышали практически все, а вот про другие «успешные» направления — единицы. Постарайтесь разобраться в современном рынке труда, чтобы предоставить подростку максимум информации о разных профессиях.

Для этого вы можете пользоваться следующими ресурсами:

  • РБК
  • Атлас новых профессий
  • Справочник востребованных профессий
  • Справочник профессий
  • Учёба.ру
  • Атлас профессий будущего «Сколково»

Такой подход к сбору информации поможет не упустить интересные профессии, в которых наблюдается дефицит кадров. Около трети востребованных профессий относятся к сферам, которые школьники по незнанию даже не рассматривают.

Правило 4: смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров

Подростки часто отвергают предложения родителей или не рассматривают их всерьёз. Попробуйте совместить обсуждение профессий с совместным изучением тематического контента.

Какой контент можно использовать:

  • ролики,
  • видеоинтервью,
  • художественные и документальные фильмы,
  • посты и сторис блогеров, которые рассказывают о выбранной профессии.

Правило 5: посещайте профильные мероприятия

Выставки, конференции и форумы дают возможность расширить свои представления о направлениях внутри профессии и сфокусировать внимание на том, что больше всего интересует ребёнка. На эти мероприятия можно ходить вместе или отправлять туда школьника одного или с друзьями.

Хороший пример — проект «Университетские субботы», в котором участвуют московские вузы. Они проводят по субботам бесплатные лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперёд.

Правило 6: общайтесь со специалистами, которые занимаются интересующей профессией

Они помогут ребёнку узнать максимум достоверной информации о профессии и понять, интересна ли она ему.

Как это можно сделать:

  • Найдите через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организуйте их встречу.
  • Подготовьте подростка к разговору: составьте список вопросов о профессии, о рабочий дне специалиста, о преимуществах и недостатках работы.

Как проверить, подходит ли ребёнку выбранная профессия

Лучший способ убедиться, готов ли ребёнок работать по профессии — попробовать себя в деле или посмотреть, как реально работают специалисты. Для этого есть несколько способов.

Сходить на экскурсию

Чтобы их найти, достаточно обзвонить интересующие организации — одни компании регулярно проводят платные и бесплатные экскурсии для старшеклассников, а другие могут просто пригласить вас прийти в гости. На экскурсии подросток не просто знакомится с работой организации, но и увидит, как работают представители разных профессий, и сможет задать им вопросы.

Стать волонтёром

При выборе волонтёрских проектов обращайте внимание на те, что напрямую связаны с интересующей профессией или позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней. Например, если ребёнок задумался о профессиях, связанными с работой с детьми, можно принять участие в проектах помощи детским домам.

Пройти стажировку

Стажировка во время каникул или в выходные дни — это возможность попробовать себя в роли специалиста выбранной профессии. Скорее всего, на стажировке подросток будет выполнять самые простые задания, но это важный этап, через который проходят все начинающие сотрудники.

Как найти место для стажировки:

  • спросить знакомых, нужен ли им стажёр;
  • обратиться к интернет-сообществу — написать посты в группы в соцсетях;
  • посмотреть объявления о стажировках или профили компаний на сайтах типа www.hh.ru;
  • попросить консультанта по профориентации подобрать предложения по стажировкам.

Как правило, найти стажировку для подростка проще, чем кажется. Это взаимовыгодное сотрудничество — подросток получает опыт и знания, а работодатель — стажёра, которому можно доверить несложные задания.

Поработать с наставником

Наставник — это действующий специалист в выбранной профессии, который готов помогать подростку советами и учить его. Такая работа может напоминать стажировку, но наставник сможет обеспечить индивидуальный подход.

Каких ошибок важно избежать родителям при выборе профессии для детей

Выбор профессии — процесс довольно сложный, а итоговое решение — не единственно верное. Тем не менее, существуют ошибки, которые практически всегда приводят к неправильному выбору.

Типовые грубые ошибки, которых следует избегать, выглядят так:

  • разделять профессии на «престижные» и «непрестижные»;
  • отождествлять учебный предмет с профессией;
  • переносить отношение к конкретному человеку на его профессию;
  • выбирать профессию под чьим-то влиянием;
  • заставлять подростка учиться ради диплома — лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную для себя специальность.

Формулируем главное правило при выборе профессии

Итак, мы рассмотрели шесть правил, которые надо учитывать при выборе профессии. Узнали, как протестировать себя в том или ином деле. Выяснили, каких ошибок нужно избегать, если мы хотим помочь ребёнку выбрать профессию, которая будет ему по душе.

В завершение предлагаю сформулировать золотое правило, которое поможет принять финальное решение. Правило опирается на три параметра:

  • «Хочу» — «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
  • «Могу» — «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»
  • «Надо» — «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»

Если на все три вопроса ребёнок отвечает «Да», значит, выбор сделан правильно.

Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.
Ирина Водянская, профориентатор, коуч подростков и взрослых, дизайнер профессиональной жизни
Сайт

 

 

Запись Как помочь ребёнку выбрать профессию, когда в стране кризис впервые появилась Маркетинг c азов.

©