Эта статья посвящается всем, у кого дома живёт подросток, который даже не представляет, кем он хочет стать, когда вырастет. А если поступление в институт уже маячит на горизонте, то этот материал посвящается вам вдвойне. В нём профориентатор Ирина Водянская собрала рекомендации, с помощью которых станет чуть проще найти ответ на вопрос «как выбрать профессию». Примерное время на чтение — 14 минут.
Если у вас в семье есть подросток, то вы уже убедились — есть в стране кризис или нет, а профессию выбирать надо. Кризис лишь накладывает свои коррективы.
Мир цикличен, история тоже: сейчас обстановка похожа на Великую депрессию в США 1929 года. Бояться этого не надо. Напротив, нужно собраться и понять, как нивелировать риски и при этом не прогадать. В этой статье я подскажу, на какие вопросы нужно для этого ответить и какие шаги предпринять, чтобы помочь ребёнку определиться с профессией.
Но давайте сразу договоримся: ребёнок должен выбрать профессию самостоятельно. Только он знает, что ему нужно. И только при самостоятельном выборе ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Чему учить детей
Я в прошлом экономист, поэтому отношусь к выбору профессии как к бизнес-проекту, у которого есть чёткие
«Для того чтобы всегда оставаться впереди, надо постоянно приспосабливаться, взаимодействовать с окружающими, при этом оставаться верными себе и своим идеалам. Учащимся важны не только полученные знания, но и сам процесс обучения. Остальным необходимо помнить о том, что чувство удовлетворённости своим интеллектуальным уровнем может быть опасно, а обучение новым вещам и новым способам мышления – это процесс длиною в жизнь».
Разобрались с тем, что умение учиться — один из важнейших навыков, который важно привить детям. Идём дальше.
В каком мире мы живём и будем жить
Реальность такова — цифровые технологии и искусственный интеллект всё сильнее влияют на рынок труда.
Давайте посмотрим, в чём это проявляется сегодня, какие тенденции только начинают зарождаться, а какие ждут нас в будущем.
Сегодня: время вспомогательного интеллекта
Сейчас человечество старается автоматизировать монотонные, типовые или трудоёмкие процессы. Поэтому мы видим растущий спрос на навыки в области науки, технологии, инженерии и математики. Эти дисциплины ещё часто объединяют в аббревиатуру STEM и используют её даже для обозначения одного из образовательных подходов. Знания перечисленных дисциплин нужны для создания новых технологических экосистем.
Завтра: время расширенного интеллекта
Люди почти научились пользоваться вспомогательным интеллектом, поэтому уже появляется следующая версия. На этом этапе человек и машина будут совместно принимать решения. А уникальные человеческие черты – эмоциональность,
В будущем: время автономного интеллекта
Что будет на этом этапе: системы искусственного интеллекта станут настолько развитыми, что смогут взять на себя процесс принятия решений. Чем будут заниматься люди — пока загадка.
В каких условиях начнут работать наши дети
По прогнозам специалистов PwC, к 2030 году — примерно к этому времени сегодняшние подростки завершат учёбу в университетах — рабочая среда будет состоять из четырёх составляющих.
Жёлтый мир
Эта составляющая будет представлена процветающим общественно-полезным и социально-ориентированным бизнесом.
Красный мир
Этот сегмент будет представлен компаниями и частными лицами, которые конкурируют за внимание потребителя. Регулирующие процессы перестанут поспевают за появлением инноваций, а цифровые технологии будут обеспечивать элите неограниченный доступ к информации и рычаги влияния. В этой части общества наиболее востребованными будут узкоспециализированные услуги и нишевая продукция.
Зелёный мир
В этой части рабочей среды основной движущей силой бизнеса станут вопросы социальной ответственности, доверия, демографии и защиты окружающей среды. Следовательно, бизнес-проекты и специалисты, которые будут искать и находить решения, станут на вес золота.
Синий мир
А вот в синей «части» мира всё внимание будет направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей, а не на поддержание идеи социальной справедливости. При этом компании будут становиться всё больше, крупный бизнес будет объединять более мелкие компании, что приведёт к укрупнению бизнеса как такового.
Что делать уже сейчас, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию
Несмотря на все прогнозы и оценки, никто не отменяет условия неопределённости, в которой мы живём уже несколько лет. Поэтому неудивительно, что знание сценариев не сильно облегчает выбор профессии. Не даром более 26% школьников не имеют представления о том, какую профессию они хотели бы получить.
Выбор осложняется ещё и тем, что уже к 2030 году появятся появятся очень много новых профессий, о которых даже сегодня и не слышали, в свою очередь профессии-пенсионеры просто исчезнут. Более подробно можно узнать об этом в Атласе новых профессий «Сколково».
Под влиянием развития технологий меняются даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель. Многие профессии и вовсе скоро «уйдут в онлайн».
Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем? Чтобы помочь ему, родителям нужно следовать некоторым правилам.
Правило 1: ориентируйтесь на то, что интересно ребенку
У каждого вида деятельности есть своя специфика и свои требования, предъявляемые к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями вашего ребёнка — профессия ему подходит.
Чтобы определить пул профессий, в которых школьник сможет реализовать себя, обратите внимание на его интересы, склонности и способности:
- Интересы побуждают овладевать знаниями и расширять кругозор, помогают преодолевать трудности и препятствия. Как правило, интерес формируется в реальном деле, поэтому важно создавать для школьника условия, в которых он сможет попробовать себя в разных видах деятельности.
Пример: ребёнок увлекается биологией. В кружке ему предложили перевести с английского языка интересную статью. Английский язык ребёнок знает плохо, но соглашается сделать перевод, потому что хочет узнать, о чём написано в статье. У такого ребёнка сформировался устойчивый интерес к науке.
- Склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Если подростка привлекает не только результат, но и сам процесс работы, можно говорить о склонности к такому виду деятельности.
Пример: ребёнок любит животных и с удовольствием проводит время, ухаживая за ними. У такого ребёнка есть склонность к профессиям, в которых важно уметь долго общаться с животными и определять их потребности.
- Способности — это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют, может человек добиться успеха в профессии или нет. Поэтому при выборе профессии важно ориентироваться не только на знания ребенка, но и на его личные качества и способности.
Пример: ребёнок хочет стать врачом и может внимательно выслушивать жалобы младшего брата на то, как сильно он ударился на детской площадке. А затем — терпеливо и настойчиво объяснять, почему к ушибу нужно приложить лёд. Личные качества такого ребёнка позволят ему стать хорошим врачом.
Правило 2: предлагайте ребёнку проходить профориентационные тесты
Профориентация предлагает подойти к выбору профессии с научной точки зрения — современные методики включают в себя профориентационные тесты или специальные задания, которые курируют
Я не рекомендую ограничиваться простым прохождением теста из интернета. Лучше обратиться к грамотному специалисту по профориентации. Он не только проведет тест, но и даст грамотную консультацию по его итогам, поможет подобрать учебное заведение и составить траекторию обучения, а также обеспечит профессиональное сопровождение.
Правило 3: собирайте как можно больше информации о профессиях
Не забывайте про информационный ресурс. Об IT-специалистах сегодня слышали практически все, а вот про другие «успешные» направления — единицы. Постарайтесь разобраться в современном рынке труда, чтобы предоставить подростку максимум информации о разных профессиях.
Для этого вы можете пользоваться следующими ресурсами:
- РБК
- Атлас новых профессий
- Справочник востребованных профессий
- Справочник профессий
- Учёба.ру
- Атлас профессий будущего «Сколково»
Такой подход к сбору информации поможет не упустить интересные профессии, в которых наблюдается дефицит кадров. Около трети востребованных профессий относятся к сферам, которые школьники по незнанию даже не рассматривают.
Правило 4: смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров
Подростки часто отвергают предложения родителей или не рассматривают их всерьёз. Попробуйте совместить обсуждение профессий с совместным изучением тематического контента.
Какой контент можно использовать:
- ролики,
- видеоинтервью,
- художественные и документальные фильмы,
- посты и сторис блогеров, которые рассказывают о выбранной профессии.
Правило 5: посещайте профильные мероприятия
Выставки, конференции и форумы дают возможность расширить свои представления о направлениях внутри профессии и сфокусировать внимание на том, что больше всего интересует ребёнка. На эти мероприятия можно ходить вместе или отправлять туда школьника одного или с друзьями.
Хороший пример — проект «Университетские субботы», в котором участвуют московские вузы. Они проводят по субботам бесплатные лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперёд.
Правило 6: общайтесь со специалистами, которые занимаются интересующей профессией
Они помогут ребёнку узнать максимум достоверной информации о профессии и понять, интересна ли она ему.
Как это можно сделать:
- Найдите через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организуйте их встречу.
- Подготовьте подростка к разговору: составьте список вопросов о профессии, о рабочий дне специалиста, о преимуществах и недостатках работы.
Как проверить, подходит ли ребёнку выбранная профессия
Лучший способ убедиться, готов ли ребёнок работать по профессии — попробовать себя в деле или посмотреть, как реально работают специалисты. Для этого есть несколько способов.
Сходить на экскурсию
Чтобы их найти, достаточно обзвонить интересующие организации — одни компании регулярно проводят платные и бесплатные экскурсии для старшеклассников, а другие могут просто пригласить вас прийти в гости. На экскурсии подросток не просто знакомится с работой организации, но и увидит, как работают представители разных профессий, и сможет задать им вопросы.
Стать волонтёром
При выборе волонтёрских проектов обращайте внимание на те, что напрямую связаны с интересующей профессией или позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней. Например, если ребёнок задумался о профессиях, связанными с работой с детьми, можно принять участие в проектах помощи детским домам.
Пройти стажировку
Стажировка во время каникул или в выходные дни — это возможность попробовать себя в роли специалиста выбранной профессии. Скорее всего, на стажировке подросток будет выполнять самые простые задания, но это важный этап, через который проходят все начинающие сотрудники.
Как найти место для стажировки:
- спросить знакомых, нужен ли им стажёр;
- обратиться к интернет-сообществу — написать посты в группы в соцсетях;
- посмотреть объявления о стажировках или профили компаний на сайтах типа www.hh.ru;
- попросить консультанта по профориентации подобрать предложения по стажировкам.
Как правило, найти стажировку для подростка проще, чем кажется. Это взаимовыгодное сотрудничество — подросток получает опыт и знания, а работодатель — стажёра, которому можно доверить несложные задания.
Поработать с наставником
Наставник — это действующий специалист в выбранной профессии, который готов помогать подростку советами и учить его. Такая работа может напоминать стажировку, но наставник сможет обеспечить индивидуальный подход.
Каких ошибок важно избежать родителям при выборе профессии для детей
Выбор профессии — процесс довольно сложный, а итоговое решение — не единственно верное. Тем не менее, существуют ошибки, которые практически всегда приводят к неправильному выбору.
Типовые грубые ошибки, которых следует избегать, выглядят так:
- разделять профессии на «престижные» и «непрестижные»;
- отождествлять учебный предмет с профессией;
- переносить отношение к конкретному человеку на его профессию;
- выбирать профессию под чьим-то влиянием;
- заставлять подростка учиться ради диплома — лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную для себя специальность.
Формулируем главное правило при выборе профессии
Итак, мы рассмотрели шесть правил, которые надо учитывать при выборе профессии. Узнали, как протестировать себя в том или ином деле. Выяснили, каких ошибок нужно избегать, если мы хотим помочь ребёнку выбрать профессию, которая будет ему по душе.
В завершение предлагаю сформулировать золотое правило, которое поможет принять финальное решение. Правило опирается на три параметра:
- «Хочу» — «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
- «Могу» — «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»
- «Надо» — «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»
Если на все три вопроса ребёнок отвечает «Да», значит, выбор сделан правильно.
Запись