Интервидение – не только важное для нашей страны событие международного масштаба, но и кейс сложнейшей технической сценографии и режиссуры. Мероприятие прошло в двух форматах – офлайн и онлайн. Каждый из них обладал своей уникальной режиссерской и креативный «архитектурой» и наполнением. Игорь Иванов, co-founder компании DoctorTeam, рассмотрел технические детали проекта и особенности его сценографии.

Режиссером-постановщиком телевизионной версии был Роман Бутовский, а креативным директором сценографии — Андрей Разыграев. Это был первый за многие годы российский лайв-ивент, где режиссер и креативный директор получили отдельные полномочия: первый отвечал за телевизионную трансляцию, второй — за look & feel сценической композиции и динамику LED-контента.
Ведущими «Интервидения» от России стали актер и музыкант Алексей Воробьев и оперная певица Аида Гарифуллина, а в качестве международных ведущих конкурса выступили китайский шоумен Мэн Лэй и индийская актриса Стэфи Патель.

Основные технические решения
В шоу была задействована мультикамерная съемка: рекордные 36 камер, включая три стабилизированные Spidercam, две беспилотные FPV-камеры (на радиочастотном выделенном спектре) и восемь камер 4K-RF на базе гибридного проекта А-Media и «Останкино-Технологии».

Очень удивили и порадовали AR-слои и виртуальный продакшн: все графические оверлеи (тайтлы стран, real-time инфографика голосования) генерировались в движке Unreal Engine 5.4, рендер в реальном времени шел из нескольких синхронизированных GPU-ферм NVIDIA RTX A6000. Визуальные «порталы» участников (LED-портал 18 × 10 м) были синхронно «прошиты» AR-контентом, что позволило добиться глубоких 3-D-сквозняков без post-processing.

Не забыли и про интеграцию искусственного интеллекта: для live-режимов использовали модуль AI-assist в системе Orad iFind, который ранее тестировался на российских спортивных трансляциях. Он автоматически предлагал «кандидат-шоты» с разных камер, отсекая дубли камер-роботов. Это сократило латентность переключений до 200 мс.

Аудио: FOH и broadcast-микс строились на шине Dante 128 × 128. Каждой делегации предоставлялась персональная «виртуальная грим-комната» — выделенный MADI-канал в репетиционном блоке, чтобы артисты могли проверять in-ear-микс без выхода на основную сцену.

Сцена – гигантский светодиодный экран, подвесные led-кубы, сотни точек риггинга и конечно самое вкусное – светодиодный пол, расположенный на подвижных плунжерах, которые преображали геометрию в 3 измерениях. Но с контентом для пола, на мой взгляд, были вопросы – в сравнении с Евровидением разница ощущалась.

Платформа VK Видео стала эксклюзивной digital-площадкой. Трансляция на VK отличалась – там была своя отдельная live-студия, где к уже другим ведущим, Nansi и Sidorov, заходили конкурсанты. Некоторые даже спели несколько песен совместно прямо в студии.
Параллельно основной трансляции работал backstage-канал с использованием мобильной станции LiveU 800, обеспечивающей поток с задержкой менее 3 секунд в качестве 1080p HDR.
Еще одной особенностью стали более 50 локаций трансляции, которые принимали сигнал по спутнику (Eutelsat 36B, 4:2:2, HEVC). Потенциальная аудитория, по оценке Channel One, превысила 4 миллиарда зрителей.

Особенности отдельных выступлений
Россия: Ярослав Дронов — «Прямо по сердцу»
Единственный номер, в котором одновременно задействовали все LED-панели пола + все светодиодные порталы. Использован live-tracking артиста через Mo-Sys StarTracker Max. Координаты передавались в Unreal для генерации «раскрывающейся» геометрии контента.

Для имитации полета была использована система двухконтурной полетной обвязки и сценический полетный риггинг. Полетные системы последнее время часто используются, правда, бывают и более сложные, как на концерте Димы Билана в этом году. Это могут быть любые автоматизированные rigging-механизмы (например, на базе Kinesys или аналогичных).

Вьетнам: Дык Фук — «Небесный король деревни Фу Донг» — победитель
Номер был посвящен песне «Небесный король Фу Донг» и символически показывал образ Вьетнама, следуя теме конкурса — этнические мотивы и рассказ о культуре страны.
Сценическая композиция строилась вокруг традиционных символов культуры Вьетнама. Образ зеленого бамбука эффектно был отображен не только в виде футажей, и подчеркнут сотней pixel bar, светодиодными трубками и светящимися кубами, которые так же меняли расположение и высоту. Изменение высоты и расположения светодиодных поверхностей вкупе с ярким контентом и сменой костюмов исполнителя позволило добиться достаточно яркой динамики и более насыщенной сценографии.

Графический ряд синхронизировали с темпом песни через SMPTE-timecode, чтобы 3D-формы «проглатывали» ноты вокальной мелодии. Несколько плунжеров меняли геометрию сцены, объединяясь с визуальным рядом порталов и основного экрана, создавая глубокие сценические композиции.
Очень понравилась сцена с черными силуэтами на красном фоне – танцоров всего четыре, но режиссерский прием превратил их в 30 за одну секунду. Красивый финал с 10 спаркуларами и квадратными желтыми зонтами у подтанцовки, в качестве интересного цветового контраста.

Китай: Ван Си — “В пути”
Номер включал работу с пространственным звуком через систему L-Acoustics L-ISA, создавая эффект объемного вокала. Ван Си обладает широким трех-октавным диапазоном, видимо поэтому визуальный ряд особо не отличился уникальностью, уступив акцептацию вокалу и хорошему звуку.

Беларусь: Настя Кравченко — «Мотылек»
Выступление Кравченко было построено вокруг метафоры творческой трансформации. Основой номера стала история становления артистки, представленная через образ мотылька – символа перерождения и стремления к свету. Мне понравилось, как «по-режиссерски» были обыграны подвесные кубы со светодиодными панелями – в начале номера Настя находится в стеклянной колбе, а в финале номера, плунжер возвышает ее над сценой, а в этих подвесных кубах появляются десятки подобных мотыльков – как символ того, что порой мы сами прячем в себе таланты и возможности от внешнего мира. В номере, на мой взгляд, не хватило воздушных гимнастов, которых было всего 4. Они так же работали на полетных риггинг-системах.

Киргизия: NOMAD —Только тебе” — 2 место
Трио NOMAD, созданное специально для конкурса из трех популярных сольных исполнителей — Азата Раимбердиева, Бека Исраилова и Минжашара Мурзаева, покорило жюри романтической балладой. Шоу «Ну-ка все вместе» сегодня создает новых звезд. Номер был построен на контрасте национальных мотивов и современной аранжировки. Композиция исполнялась на киргизском и русском языках с впечатляющим мелодичным трехголосием.
Название группы — NOMAD (“кочевники”) — подчеркивало связь с культурными корнями. Артисты набрали достаточно баллов для второго места, что стало важным достижением для киргизской музыки на международной арене.

Катар: Дана Аль-Мир — 3 место
Выступление представительницы Катара обеспечило стране третье место в итоговом рейтинге. Номер выделился среди других участников благодаря сочетанию традиционной арабской музыки с современными аранжировками.

Продюсер конкурса Павел Рудченко, в интервью Царьград, дал достаточно честный ответ по уровню организации конкурса. Главной проблемой для организаторов стали «сырые номера некоторых» участников. У каждого артиста была своя выпускающая команда, заранее заведенный и настроенный мониторинг и плэйбек, выполненный райдер и даже помощь в организации постановки и контент, все конкуренты были заведены по разным каналам. Но этого оказалось недостаточно. Технически шоу было наполнено максимально, но не хватило постановочных решений, режиссуры и репетиций.
Павел Рудченко, продюсер конкурса “Интервидение 2025”:
«Попытались привлечь технарей максимально. То есть в техническом оснащении конкурс был снаряжен, наверное, на 100%, но отработан не на 100%. Потому что в музыкальном плане были определенные недоработки. Ну и не хватило такого вау-эффекта, когда информационная повестка конкурса была отработана до его начала. Мне кажется, в большей степени мероприятие получилось. Но заявлено в анонсах было очень круто, а в реализации проекта чувствовалась какая-то определенная недоработка».

Яна Чурикова в интервью beta, отметила, что во время подготовки номеров большой упор делался на сценографию, чтобы зрители, которые увидят финал конкурса, получили настоящее шоу.
Яна Чурикова:
“Это тысячи часов с разными делегациями, в разных часовых поясах по видеосвязи для того, чтобы каждая делегация смогла донести до режиссерской постановочной группы свои ожидания. Ведь это же “Интервидение”. Это конкурс, где ты должен показать свою страну, культуру, традиции. Это были видеоконференции, где сидела наша режиссерская группа, сторона страны, переводчики. И учитывалось все то, что было важно каждому артисту показать на этой глобальной сцене “Интервидения”.

«Интервидение-2025» стало для российской индустрии первым full-scale кейсом, где технологии виртуального продакшна, распределенного звука и AI-ассистированных монтажных решений были интегрированы «в бою», а не в демо-режиме. Скажем так – начало положено.
