Для курса «
Ирина Сошкина, руководитель направления обучения и развития персонала в компании «

Цель и способ наблюдения за игрой
Задача Ирины как эксперта по оценке персонала заключалась в том, чтобы со стороны понаблюдать за динамикой развития у студентов управленческих навыков.
Ирина видела доску задач и читала переписку в чатах. В игре каждый участник примеряет на себе две роли: руководителя и сотрудника. У каждой роли — свой чат.
А ещё есть чат «курилка», в котором ведётся неформальное общение сотрудников за спиной у руководителя. Тем не менее, руководитель может просматривать чат, но не писать в нём. Там не просто болтают, а у каждого есть заданные роли с проблематикой и мотивами. Кому-то не хватает внимания начальника, другому — повышения, третьего не радуют текущие задачи. Руководитель должен считать информацию из «курилки» и уже в своём чате решить проблемы сотрудников для повышения эффективности команды.
Игра как индикатор поведенческой модели управления
Игра не только учит управлять командой, но и раскрывает личностные особенности участников, помогает определить — «нащупать» — свой стиль управления. Охватывает все этапы жизненного цикла сотрудников: приём на работу, адаптация, развитие, общение в команде, решение конфликтов, увольнение.
В безопасной среде — где можно ошибаться и это не повлечёт неприятных последствий — студенты решают сложные ситуации в управлении людьми и оттачивают управленческие компетенции.
Игра позволяет увидеть разницу в поведении и преобладающем стиле управления. По одной из типологий руководители делятся на задачников и отношенцев.
Задачники управляют по схеме «задача-результат» с минимальным учетом личностной и эмоциональной составляющих. А отношенцы наоборот — интересуются у сотрудников, как у них дела, разговаривают не только по работе, хвалят или аккуратно ругают команду. При этом чёткость постановки задачи и контроля результата может страдать.
По тому, как участники строят взаимодействие в чате со своими подчинёнными, можно проследить, к какому типу управления они тяготеют.
А мотивацию, нацеленность на результат, упорство в достижении цели хорошо видно по тому, как участники относятся к выполнению задач, например, после вебинаров курса на тему контроля эффективности, мотивации сотрудников и других. Часть студентов старается и в итоге справляется с заданиями, другая — сначала пытается, но при столкновении со сложностями бросает задачу.
Если вы руководитель и хотите увидеть управленческий потенциал сотрудников, игровая практика курса «
Также — по тому, как участники игры работают в чате (по набору повторяющихся действий), — можно определить тип лидерства и обучаемость — внедряют ли сотрудники знания, полученные на курсе.
Что понравилось в игровой практике
Структура — чёткая и последовательная
Сначала преподаватели раскрывают и поясняют весь фронт работ студентов. Далее следует отработка конкретных шагов.
Практика в конкретной рабочей среде
Обычно в процессе обучения soft skills не накладывают на реальную специфику деятельности. А ведь это важно, потому что везде разные модели управления и взаимодействия с сотрудниками, на которые влияют корпоративная культура, род деятельности компании, другие факторы.
Ценно, что на курсе Нетологии управленческие навыки отрабатываются на реальных задачах в определённой среде — SMM, а не просто в теории.
Новый управленческий опыт формируется как надстройка к уже имеющейся профессиональной базе. Благодаря этому участники испытывают меньший стресс от получения новых знаний и информация лучше усваивается.
Разные роли студентов
Важно видеть ситуацию с разных сторон — как руководитель и сотрудник.
Если говорить о роли руководителя, то участник может понять, какой тип лидерства ему ближе, увидеть, как ведут себя другие и сразу же корректировать свою модель поведения и управленческий стиль.
А если сотрудник только пробует себя в роли руководителя, то игра позволит определить, действительно ли он хочет стать руководителем или поддался общему веянию и моде и оставаться экспертом ему гораздо интереснее.
Роль сотрудника позволяет участнику прочувствовать на себе действие того или иного управленческого стиля.
Среда практики создаёт благоприятные для обучения условия.
Что можно улучшить в игре
Игра понравилась. Недочётов нет, поэтому можно предложить лишь добавить некоторые полезности. Например:
Усилить оценочную часть и попробовать внедрить автоматизированные или бумажные чеклисты. Это позволит увидеть динамику развития участника в процессе игры. Например, на игру пришёл «деревянненьким», а в конце уже «суставчики гнутся»
То есть добавить визуальное отображение развития участника по заданным критериям. На входе тестировать и смотреть, как меняются показатели в течение игры.
Включить в программу менторство — сопровождение участников — после игры. Например, объединить группы выпускников и предложить им созваниваться раз в неделю или две, где они могут делиться успехами или неудачами, советоваться по разным вопросам. А раз в месяц проводить встречи с ментором для обсуждения того, что и как получилось использовать в работе, а также сложностей, с которыми сталкиваются выпускники.
Наша команда безмерно благодарна Ирине за погружение в игру и ценные советы.
Очень круто, когда сильный специалист в сфере оценки персонала подтверждает, что практика работает и прокачивает эмоциональную историю, которую так непросто оценить и развить чтением материалов и решением заданий.
Все рекомендации берём в работу — надеюсь, при активном участии Ирины в дальнейшей судьбе курса
Кому будет полезна игровая практика
Начинающим руководителям
Начинающий руководитель сможет быстрее отработать типовые сложности, с которыми сталкиваются все руководители, а также подкачать навыки для эффективной коммуникации с командой.
Вне зависимости от сферы деятельности игровую практику Нетологии с минимальной адаптацией можно внедрять в любой компании как курс подготовки молодых руководителей.
Тем, кто хочет попробовать себя в роли управленца в SMM или другой сфере
На курсе можно окунуться в среду, где в случае ошибки ничего «страшнее» получения нового полезного опыта не случится. Где есть возможность попробовать себя в роли руководителя и проверить, какой вариант подходит вам: «да, это моё», «пока рано и нужно заматереть» или же «мне это не нужно» — тоже хороший результат, который позволит закрыть одну дверь, чтобы открыть новую.
Практика поможет определиться тем, кто чувствует в себе потенциал и хочет развиваться в руководителя, но нет уверенности и осознанной позиции, зачем он хочет стать им.
- Освоите новую профессию и станете управленцем от SMM
- Научитесь управлять отделом, собирать команду, работать с тендерами, общаться с заказчиками, формировать бюджет
- Ролевые игры помогут стать настоящим лидером
- Прокачаете навыки на стажировке в рекламном агентстве Affect
Сложно переоценить значение soft skills в управленческих навыках
Ведутся споры на тему, к каким навыкам относятся управленческие компетенции — к hard или soft skills. Но, скорее, правильнее говорить не о противопоставлении, а об объединении навыков для эффективного менеджмента.
Да, без базовых умений никуда: нужно уметь ставить задачи и контролировать их исполнение, работать с командой, мотивировать её.
При этом этот профессиональный багаж без личности мало что значит. Руководитель должен соответствовать среде, в которой он работает, корпоративной культуре — как личность с определённым восприятием мира, подходом к построению отношений в команде.
Всё вместе — управленческие мышцы, которые позволяют компании быть успешной и конкурентоспособной.
К примеру, формальное управление в армии, где во главе угла дисциплина и выполнение задач в срок, абсолютно не будет работать в творческой или ИТ-среде. Умение ставить и контролировать задачи не имеют кардинального значения без персонального подхода к людям и выстраивания взаимоотношений в команде.
Важно быть гибким и адаптивным руководителем — подстраиваться под рабочую среду с соответствующей корректировкой управленческих скилов. А также обладать развитыми коммуникативными навыками, которые напрямую влияют на эффективность управленца.

ирина сошкина
Руководитель направления обучения и развития персонала
в компании «СКБ Контур» (Московский МРЦ)
Без эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков управлять большими и распределёнными командами не получится.
Важность soft skills ИТ-специалистам приходится доказывать в прямом смысле слова, раскладывать всё на наночастицы. Мозг привык работать на рацио-волнах: есть задача, которую нужно решить, а зависит это от профессиональных навыков. А soft skills — эмоциональная история, в которой они путаются и от этого злятся. Но решение есть
Расскажу пример из моей практики. Ко мне обратился коллега-технарь с запросом про выстраивание отношений с руководителем. К слову, путь ко мне занял у него порядка года: он присматривался к моей работе, ходил на мои выступления, оценивал, что и как я говорю. Когда понял, что доверяет мне как специалисту, стал готов разрешить мне с ним поработать.
Сложность была в том, что мой подопечный воспринимал всё буквально, без полутонов. А ведь эмоциональный интеллект как раз про полутона.
Я разработала персональную коучинговую программу, по которой мы работали в общей сложности около 1,5 лет. Программа была нацелена не только на развитие эмоционального интеллекта, но и в целом на психоэмоциональную сферу личности, которая позволяет лучше понять себя и причины поведения окружающих.
Среди обучающих материалов были в том числе и фильмы: «Обмани меня», «Мне бы в небо», «Метод Хитча». На примере ситуаций, которые переживали киногерои, я показывала, как выглядят разные эмоции, какую реакцию вызывают определённые фразы, как вызывать эмоции и купировать яркие эмоциональные состояния. Мы очень методично и технологично разбирали каждый элемент.
В итоге мой коллега добился поставленной цели — и даже больше. Он как бы встроил программу в себя и активно стал использовать её в жизни. Например, женские слёзы больше не вызывают у него ступор, ведь он знает, что нужно делать, и это работает
Если показать ИТ-профи, что soft skills — очередная задача, которую нужно решить, они сами будут разбираться в теме, искать инструменты для решения и внедрять в свою жизнь.
Но важно заинтересовать их — сформировать доверие к себе — и найти информацию, которая станет триггером для самостоятельного изучения темы.
Что в итоге
Игра не только учит управлять командой, но и раскрывает личностные особенности участников, помогает определить — нащупать — свой стиль управления.
На игровой практике курса «
Если нужно определить управленческий потенциал сотрудников, тип лидерства и обучаемость, игровая практика в этом поможет.
Вне зависимости от сферы деятельности игровую практику Нетологии с минимальной адаптацией можно внедрять в любой компании как курс подготовки молодых руководителей.
Важно быть гибким и адаптивным руководителем — подстраиваться под рабочую среду с соответствующей корректировкой управленческих скилов.
Если заинтересовать в теме и показать ИТ-специалистам, что soft skills — очередная задача, которую нужно решить, они сами будут изучать вопрос, искать инструменты для решения и внедрять «гибкие» навыки в свою жизнь.
Мнение эксперта и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши