Ответы в коллаборационном материале от агентства Lyra Design & Event дал эксперт по разработке маршрутов для мероприятий, спортивный ориентировщик, экс-автожурналист Максим Рудомёткин.
Еvent-агентства часто разрабатывают маршруты для мероприятий. Например, в LYRA поступают заявки на организацию автомобильных тест-драйвов для клиентов, дилеров и журналистов, пресс-туров для блогеров, туристических поездок для сотрудников компаний, маршрутных иммерсивных шоу. Что уж говорить о текущей работе над маршрутами трансферов, схемами парковок и другой вспомогательной логистикой на проектах.
Создать единый набор правил для разработки маршрутов вряд ли возможно. Задачи бывают разные, и в каждом конкретном случае на эту работу влияет множество факторов. Всё же мы попытались составить некий универсальный набор рекомендаций.
Станьте профи в том способе передвижения, который будут использовать гости мероприятия
Чтобы разработать интересный автомобильный маршрут, нужно быть автомобилистом. Чтобы разработать маршрут для велосипеда, нужно быть велосипедистом. Трассу для сигвея может спланировать тот, кто ездил на сигвее, а хороший квест сможет организовать тот, кто сам поучаствовал в большом количестве квестов.
Если вы делаете маршрут для того или иногда способа перемещения, то было бы не лишним вам стать профи в этом способе перемещения. Либо найти такого профи.
Смотрите на маршрут глазами его конечного «потребителя»
Бывает так, что, например, за подготовку маршрута тест-драйва для автожурналистов берутся автоспоривные команды или представители туристических агентств. Как правило, первые делают маршрут слишком «зажатым», и в итоге в нём не остаётся пространства для личного опыта, который так важен для журналистов. Вторые предлагают маршруты, интересные с точки зрения программы, но непродуманные с точки зрения интересной автомобильной езды и локаций для съёмки. Разумно взглянуть на такие проекты глазами автожурналиста.
У каждой категории гостей есть особые требования к маршруту. Например, делая забег или фестиваль фермерской еды, нужно обеспечить максимально чёткую навигацию для спортсменов и заезжающих фермеров. Эти гости скажут спасибо, если вы не будете заставлять их контролировать маршрут во время движения. Поэтому на таких проектах стоит минимизировать вариативность и выстроить как можно более плотную навигацию.
Привяжите маршрут к ключевой идее мероприятия
Маршрут – это важнейшее звено мероприятия, работающее на бренд клиента. Разработка маршрута должна быть синхронизирована с разработкой концепции и key visual мероприятия. Например, однажды мы делали премьерный тест-драйв автомобиля Kia Optima для журналистов. Сначала мы определились с ключевой темой – «бизнес». Уже под неё подобрали страну – Германия – и маршрут – Гамбург-Берлин. На следующих этапах подбирались тематические локации и активности на маршруте, подходящие по стилю гостиницы и рестораны, тематических подарки для мероприятия.
Усильте маршрутом преимущества вашего продукта
Однажды один автомобильный бренд провёл ездовую презентацию своей новинки на Южном Урале. Местность и программа были интересными, но дороги в тех краях полны колдобин, а первые экземпляры этой машины отличались не очень стабильной подвеской. В итоге на ужинах с топ-менеджерами компании об этом недостатке автомобиля говорили все журналисты.
Другой автомобильный бренд провёл тест-драйв в глуши Ярославской области. Новинкой был бюджетный седан с непробиваемой подвеской. Организаторы как будто специально выбирали дороги похуже, и именно там автомобиль прекрасно себя проявил. Стоит ли говорить, что в этом пресс-туре за ужином были совсем другие разговоры.
Вы должны знать в два раза больше объектов, чем вам нужно
Как хороший журналист, подготавливая публикацию на 5 тысяч знаков, собирает фактов на 10 тысяч знаков, чтобы затем выбрать самое важное, так и хороший «маршрутчик» имеет запас объектов и альтернативных нитей маршрута в регионе проведения. Делая маршрут, мы должны чётко отдавать себе отчёт, почему выбрали именно эту, а не параллельную линию движения. А для этого нужно изучить их все.
Зачем? Во-первых, только при таком подходе мы можем быть уверены, что предложили клиентам действительно лучшее решение. Во-вторых, так у нас всегда есть запасные варианты на случай форс-мажора.
Самая важная работа происходит «в поле»
Существуют специалисты, которые детально изучают маршрут с помощью веб-панорам и выезжают на него буквально однажды. Каждый волен работать так, как считает нужным, но такой заочный подход не всегда работает. Лучше постараться как можно раньше выбраться «в поле», ведь именно во время взаимодействия с реальной средой открывается множество деталей, которые не видны из офиса. Погода, трафик, виды вокруг, особенности поведения местных, дорожные работы и другие трудно предугадываемые нюансы. Каждый час на маршруте приносит новую информацию.
Однажды я готовил веломаршрут по Москве. Наметив его в сервисе GraphHopper, в первый раз я отправился проверять его в одиночку. Когда меня не устраивал тот или иной участок, я возвращался на несколько километров назад и подбирал альтернативную линию движения, таким образом, в тот день проехав 50 километров вместо финальных 20. Во второй раз я проехал по маршруту с другим человеком, причем это был человек примерно с таким же велосипедом и уровнем подготовки, как у гостей будущего мероприятия. Кстати, часть участков я заменил и на этом этапе, но эти замены касались уже не более 10% маршрута. Лишь третий проезд стал финальным – тогда мы вышли на маршрут с целевой аудиторией проекта.
Стоит отметить, что последнее тестирование маршрута нужно проводить на том же виде транспорта, каким будут пользоваться гости. Например, если это внедорожный маршрут, то его нужно проверить на внедорожнике той же модели. Однажды я допустил досадную ошибку, отправив водителя с фотографом на автомобиле Lexus LX туда, где сам ездил на Jeep Wrangler. В итоге ребята поцарапали бампер. Этого могло и не произойти, если бы водитель был более внимателен, или если бы я был более внимателен к выбору маршрута.
Доверяйте субподрядчикам и местным, но только на 50%
Здесь есть две крайности. Первая – пойти на поводу у специалистов той или иной сферы или местных экспертов, но тогда вы никогда не сделаете ничего нового.
Вторая – совсем их не слушать, и тогда есть шанс допустить глупую ошибку и упустить из виду важную информацию.
Например, если при разработке внедорожного маршрута вы будете слушать классические тест-драйв-агентства или автоспортсменов, то они наверняка предложат вам стандартный для этого района внедорожный маршрут, а то и вовсе терраподы (искусственные внедорожные препятствия). По аналогии, маловероятно, что жители Хабаровска, если спросить их, что интересного есть вокруг, порекомендуют вам съездить на место падения Сихотэ-Алинского метеорита, а ведь это уникальный объект, находящийся в непосредственной близости от их города.
Задача дизайнера маршрута – провести масштабное исследование в нужном ему тематическом направлении, учитывая все доступные ему источники информации. И не упираться в «стеклянный потолок» из советов джиперов, турагентств и других «экспертов».
Продумайте сюжет маршрута
Как и у литературного произведения, у хорошего маршрута должны быть стандартные элементы сюжета, а именно, завязка, кульминация и развязка. Не стоит забывать и о таком психологическом явлении: люди хорошо запоминают самое начало и особенно – самый конец поездки.
Зная всё это, лучше расставлять объекты на маршруте по нарастающей и выстраивать логику повествования. Например, если мы проводим экскурсию по зданиям того или иного архитектора, то логично группировать их по стилю или в том порядке, в котором они были созданы. Если один из запланированных к посещению объектов на вашем маршруте на порядок круче остальных и принесёт гостям максимум положительных эмоций, то его лучше поставить ближе к концу маршрута.
Улучшайте
Проезжая по выбранной нитке движения вновь и вновь, всегда думайте: а что ещё здесь я могу улучшить? Каждый километр для автомобилиста, каждый переход для велосипедиста, каждый пройденный квартал для пешехода имеют значение и влияют на общее впечатление о маршруте.
Как бы хорош ни был ваш маршрут, в нём всегда, всегда!!! будут такие участки, которые хотелось бы растянуть/подчеркнуть, и такие, которые, наоборот, хотелось бы сократить или вовсе выбросить прочь. И с этим всем тоже можно работать.
Расскажу пример из личного опыта. Разрабатывая маршрут для проекта urbex-tour.ru, я столкнулся с такой проблемой: объекты – заброшенные бункеры системы ПВО разных поколений – находятся на большом удалении друг от друга. Мне хотелось, чтобы гости проводили меньше времени в дороге.
К сожалению, я не мог перенести бункеры. Поэтому:
- исследовав множество похожих объектов, выбираем ту связку, которая соединена самыми быстрыми дорогами.
- разбиваем маршрут объектами так, чтобы после каждой мини-прогулки участники успевали отдохнуть в машине, но не успевали от неё устать.
- выбираем для старта туров такие часы, когда на дороге меньше трафика.
- договариваемся с водителями, что они ездят в пределе разрешённой скорости.
- организуем в пути показ фильмов по тематике экскурсии.
Как итог – мы гармонично встроили автомобильную дорогу в формат этого необычного маршрута.
Превышайте ожидания
Очень здорово, когда удаётся превысить ожидания участников. Например, когда вы не просто бежите полумарафон, но бежите под крыльями самолётов, буквально впитывая на бегу дух советской авиации, как на «Авиационном полумарафоне» в Монино. Или когда в самом конце тест-драйва для журналистов навигатор заводит вас на ферму с прошутто, где можно сделать покупку и забрать угощение с собой, чтобы порадовать близких по возвращении домой. Или когда на маршруте иммерсивной экскурсии организаторы делают проекцию на здание Большого театра, и вдруг вы понимаете, что из камерной прогулки с актёрами это мероприятие переросло в нечто большее. Такие детали, которых никто не анонсировал заранее, становятся приятными бонусами и положительно работают на общее впечатление участников от маршрута.
Позвольте участникам «нарушить правила»
Когда-то я работал перегонщиком в автосалоне и проводил тест-драйвы. В конце моего маршрута по Ясенево был тихий переулок, где я предлагал клиентам как следует разогнаться и затормозить. На какой бы машине мы ни ехали – быстром седане или неповоротливом внедорожнике с плохими тормозами – и каким бы скептическим ни был клиент до этого момента, после выполнения «запретных» действий настроение водителя менялось в лучшую сторону. Из-за руля клиенты выходили уже более лояльными машине и бренду. Они смотрели на меня и машину, как на своих старых добрых знакомых и «сообщников», хотя по сути, мы с ними даже не нарушали правил дорожного движения.
Добавьте в ваш маршрут элемент «выхода за грань». Проведите гостей за кулисы театра во время экскурсии, дайте им окунуть машину в грязи на внедорожном тест-драйве. Запланируйте такой отрезок в журналистском маршруте, где участники смогут «отжечь на все деньги» и сделать с машиной всё, что им нужно, чтобы написать развёрнутый и живой материал. Участники забегов и велопарадов в Москве с особым восторгом отзываются о возможности пробежать/проехать на велосипеде по пустому Бульварному или по середине Садового кольца, ведь вне данных мероприятий ходить по этим зонам запрещено. Такие фишки становятся для гостей дополнительным поводом принять участие в мероприятии.
Дайте участникам насладиться достижением
Почти каждый человек любит ощущать себя первооткрывателем. Мы видим это по живой реакции людей, когда вместе с ними отправляемся искать те объекты, которых нет на туристических картах. Воронка метеорита. Гидроэлектростанция. Локация съёмки известного фильма.
Что самое интересное, ценен не столько момент пребывания в уникальном месте, сколько процесс его достижения. Такой процесс создаёт у участников потоковое состояние. Именно поэтому пешеходная прогулка или внедорожный маршрут к вершине обычно приносят больше эмоций, чем поездка на ту же вершину на автобусе. А если на маршруте возникла вероятность не достичь конечной цели, то её достижение становится вдвойне ценным и приятным.
Помогите участникам достичь уникальной локации интересным для них способом, а затем отойдите в сторону и сделайте их героями.
Однажды мы разработали несколько маршрутов экскурсий. Выяснилось, что с одного из них гости уходят довольными независимо от того, насколько старался персонал. Этот маршрут был настолько хорош, что работал как бы сам. В нём были правильный ритм и сюжет, он превышал ожидания гостей и позволял им «выйти за грань».