Комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект о санкциях для интернет-платформ, в частности, Facebook и YouTube, за ограничение доступа к значимой в России информации, передаёт “Интерфакс”. Соавтор законопроекта Александр Ющенко рассказал, что к нему уже готовится поправка, придающая закону обратную силу. Это позволит применять санкции к платформам, которые допустили нарушения до принятия закона.

За последний месяц Роскомнадзор регулярно отправлял в Google, YouTube, Twitter и Facebook требования отменить блокировку определенных материалов и аккаунтов:

  • 10 ноября — от Twitter потребовали разблокировать аккаунт «Комитета защиты национальных интересов», который разоблачал “НКО и СМИ, выступающих в роли иностранных агентов”
  • 11 ноября — от Google потребовали вернуть доступ к материалам издания «Украина.ру» (на YouTube забанили фильм-расследование крушения малайзийского Boeing в небе над Донбассом в 2014 году)
  • 12 ноября — от Google потребовали разблокировать ролик «USA 2020: Up in arms» на Russia Today
  • 18 ноября — от Google потребовали снять ограничения в отношении российского журналиста В. Соловьева
  • 23 ноября — возбудили административное производство в отношении Google LLC, обвиняя в неудалении из поисковой выдачи интернет-ресурсов с информацией, запрещенной в России
  • 28 ноября — РКН заявил, что “администрация видеохостинга YouTube ввела полный запрет на создание каналов российским СМИ «ANNA NEWS» (Analytical Network News Agency)” и потребовал снять все ограничения
  • 3 декабря — от Facebook потребовали возобновить доступ к instagram-аккаунту ГТРК «Ставрополье», заблокированному ранее без объяснения причин
  • 4 декабря — от Facebook потребовали снять ограничения на распространение в социальной сети информации агентства BALTNEWS.

13 декабря Роскомнадзор “порекомендовал российским СМИ размещать видеоматериалы на платформах отечественных интернет-компаний”, отмечая, что случаи блокировки материалов на YouTube участились, и что это “целенаправленная политика влияния зарубежных платформ на доступ россиян к объективной информации”.
Всего в 2020 году ведомство зафиксировало 24 факта “цензурирования российских СМИ со стороны иностранных интернет-компаний”, заявили в РКН, комментируя внесение в Госдуму вышеуказанный законопроект.

Блокировать за нарушение сайты будут не сразу: сначала компании будут штрафовать, потом урезать скорость трафика, и только после этого — запрещать совсем.

В законопроекте предлагается ввести статус «владельца информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ». Такой статус владельцу информационного ресурса может присвоить генеральный прокурор по согласованию с МИД России, если на интернет-платформе ограничен доступ к «общественно важной информации по признаку национальности, языка или в связи с введением санкций в отношении России или ее граждан».

Если владелец ресурса в указанные в предупреждении Роскомнадзора сроки не устранил ограничения, то ведомство «ограничивает полностью или частично доступ к соответствующему информационному ресурсу с использованием технических средств». Размер потенциального штрафа за цензуру планируется увеличить до 3 млн рублей.

Роскомнадзор угрожает YouTube блокировкой и штрафует Google как минимум последние пять лет, за разные нарушения: неудаление пиратского контента, недостаточную зачистку запрещённого в России контента, размещение личных данных Дерипаски.

Тот же комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи порекомендовал принять и закон о защите общедоступных персональных данных, предложенный Антоном Горелкиным, хотя ранее представители Ассоциации больших данных его раскритиковали в письме комитету.

В АБД входят «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк, Тинькофф-банк, МТС, «МегаФон», «Вымпелком», «Ростелеком» и другие компании.

У АБД несколько ключевых претензий. В частности, если пользователь дает двум социальным сетям согласие на обработку данных, но с разными параметрами, это создает правовую неопределенность при использовании данных. Также требования могут привести к дополнительным расходам площадок на доработку интерфейсов, причем российские ресурсы окажутся в невыгодном положении, так как контролировать соблюдение требований иностранцами будет невозможно.

Горелкин ответил на это, что требования и санкции будут распространяться и на иностранные компании, а расходы сведутся на “обновление текста согласия на обработку данных рядом с галочкой”.

| Подписаться на комментарии | Комментировать

©