Сегодня обнаружила в одном блоге на Дзене обсуждение фильма «Завтрак у Тиффани». Подумать только: фильму 60 лет, а его активно обсуждают, да еще спрашивают, почему он считается классикой! Вот именно поэтому, что равнодушных к нему нет. Много ли таких фильмов?
Теперь вопрос, а как фильму стать классикой? Увы, рецептов нет, а иначе все лепили бы сплошные шедевры. Никто не знает, почему один фильм вызвал бурную реакцию зрителей, а другой нет.

«Завтрак» был снят в 1961 году, а речь в фильме идет о 1959 годе. Возможно, дело в том, что он вписался в переломное время, когда солидным пятидесятым на смену пришли прорывные шестидесятые. Именно в те годы 20 век вместо того, чтобы постареть, напротив, резко помолодел. Вот и потребовались новые герои – не канонические, хотя Голливуд и прежде разбавлял тошнотворно правильные фильмы нуаром.

Но вначале появилась повесть Трумэна Капоте – любимца американской читающей публики. Это было в 1958 году. Повесть не сразу опубликовали, так как издатели посчитали рассказанную в ней историю аморальной. Сам писатель говорил, что прототипом героини послужила его соседка, когда он жил в Нью-Йорке в 1943 году. Почему-то ему не верили, а я верю: что уж здесь такого странного? Тем более, что Капоте был из тех авторов, которые описывают реальные события, а не выдуманные истории (для закрученных сюжетов не хватает фантазии).

Итак, в 1943 году начинающий писатель снимает квартиру в Нью-Йорке. Этажом ниже живет Холли, которая заинтриговала его тем, что приклеила к своему почтовому ящику дорогое полиграфическое изделие: «карточка, напечатанная красивым строгим шрифтом. Она гласила: «Мисс Холидей Голайтли», и в нижнем углу: «Путешествует».
Потом писатель познакомился с загадочной соседкой. Холли постоянно теряла свой ключ от общей входной двери и звонила соседу-японцу, а так как она возвращалась поздно ночью, японец жутко злился. Вот Холли и сменила адресата своих поздних звонков (не терять ключ от дома было выше ее сил) на нового соседа. Теперь он просыпался и впускал ее в дом.
Днем Холли спала, а к вечеру отправлялась на вечеринки, которых, видимо, в 1943 году в Нью-Йорке было предостаточно. Ее туда приглашали состоятельные мужчины, чтобы она составила им компанию. Условием Холли было 50 долларов на посещение туалета (девушка говорит, что ей нужно отлучиться в уборную, и щедрый кавалер дает ей 50 долларов, а не 20 центов, которые стоят посещение данного заведения) и 50 долларов на такси. Также она ходила по дорогим ресторанам, к ней подсаживались мужчины, она скрашивала их ужин, ну и, разумеется, стоило им это оплаты еды и напитков для Холли, а часто и для ее многочисленных друзей и тех самых 100 долларов на туалет и такси.
А дальше что? По-видимому, когда-то мог случиться и интим, но автор об этом не распространяется. Сама Холли говорила, что у нее было всего 11 мужчин, если не считать тех, что были до 14-ти лет, но об этом позже. От некоторых обожателей Холли скрывалась у писателя.
Другим источником дохода служили посещения в тюрьме одного из гангстеров-торговцев наркотиками. Холли выдавала себя за его племянницу и каждый четверг ходила на свидания в тюрьму. Там гангстер говорил ей условную фразу (похоже на сводку погоды), которую она затем сообщала его адвокату. Это было что-то вроде шифра, с помощью которого наркоторговец продолжал руководить своей бандой. За каждое посещение ей платили 100 долларов. Итак, в неделю у нее получалась приличная по тем временам сумма.

На эти деньги Холли устраивала вечеринки у себя в квартире. На вечеринки приходили так называемые светские люди, артисты, бизнесмены. Они много пили, танцевали и пр. Целью девушки было подцепить богатого мужа.
В свободное время Холли любила сидеть на пожарной площадке вместе со своей кошкой и играть на гитаре. Одновременно она сушила голову, готовясь к выходу в свет.
Но выйти замуж Холли хотела не абы за кого, а только за миллиардера. У нее был на примете один такой пожилой плейбой, который принимал активное участие в ее вечеринках, и Холли думала, что он уже чуть ли не ее жених.

Казалось бы, все с Холли ясно: из молодых, да ранних, расчетливая стерва. Но нет, вовсе не расчетливая. Так этого миллионера она упустила из-за того, что не захотела с ним остаться, когда во время совместного путешествия он попал в больницу. А ее то ли компаньонка, то ли подруга с ним осталась, так как тоже нуждалась во врачебной помощи – на ней богач и женился. Но путешествовала Холли не только с этим миллионером и подругой, но и бразильским дипломатом Жозе, который был моложе и симпатичнее плейбоя. Возможно, она решила сделать ставку на него.

Холли хотела разбогатеть, но в свое будущее она включала младшего брата Фреда, который в настоящее время находился на фронте (не забываем, что дело происходит в 1943-1944 году). Она мечтала, что они будут жить на ранчо и разводить лошадей.
Неожиданно возник персонаж из прошлого Холли – это был пожилой ветеринар. Автор узнал, что Холли и ее брат голодали, воровали еду. Вдовец-ветеринар их пожалел, взял к себе, а потом женился на 14-летней девочке. Он считал, что она уже достаточно взрослая, чтобы стать матерью его четверым детям. В 15 лет Холли сбежала от ветеринара, а ее брат там остался. Это он, узнав адрес сестры, сообщил о ней ветеринару. Тот и приехал в Нью-Йорк, чтобы вернуть жену домой. Но Холли, конечно, с ним не поехала, хотя и относилась к мужчине хорошо. Это был пройденный этап в ее жизни.



Из коротких реплик Холли по поводу ее прошлого, можно понять, что она росла в семье фермеров, где у нее было несколько братьев. Потом что-то случилось, и она осталась одна с младшим братиком. Им пришлось скитаться, побираться, воровать, голодать, а Холли стала жертвой насилия, и, вероятно, занималась проституцией за еду: «я на днях прикинула, у меня их было всего одиннадцать – если не считать того, что случилось со мной до тринадцати лет… да разве это можно считать? Одиннадцать».
Но она решила выбиться наверх, и муж-ветеринар не был этому помехой. Холли удалось стать заметным персонажем в нью-йоркской богемной тусовке. В газетах ее характеризовали как «очаровательную киноактрису и ресторанную знаменитость».
На момент знакомства с писателем Холли было 19 лет. С ним она состояла в приятельских отношениях. Он напоминал ей младшего брата, и она даже называла его Фредом до поры, до времени.
Они вместе гуляли по парку, ходили в зоопарк, хулиганили. Один раз они украли из магазина копеечные карнавальные маски (так автор и узнал, что в детстве Холли приходилось воровать), другой раз угнали прогулочных лошадей из парка (так автор узнал, что она прекрасно держится в седле). Как-то Холли подарила ему очень дорогую птичью клетку, взяв с него обещание, что он никогда не посадит в нее ни одно живое существо.
Когда пришло известие о том, что брат Холли погиб на фронте, с ней случилась истерика. После этого она перестала называть писателя Фредом и упоминать, что у нее был брат.

Холли съехалась с бразильцем. Холли уже не ходила по вечеринкам, а начала готовить обеды. Она прикупила антиквариат для своей квартиры, потолстела.
Холли забеременела и была уверена, что Жозе на ней женится. Но он не торопился. Тем не менее дипломат купил два билета в Бразилию, и они должны были туда лететь. Но тут власти неожиданно заинтересовались гангстером, Салли Помидорчиком, которого навещала в тюрьме Холли. Ее арестовали. В тюрьме нее произошел выкидыш.
От девушки хотели показаний на старого мафиози, но она не предала его: «все, что легавым нужно, – это задарма меня полапать и заполучить свидетеля против Салли, а преследовать меня никто не собирается, у них на меня ничего нет. А я, пусть я такая сякая немазаная, но на друга капать не буду. Даже если они докажут, что он весь мир завалил наркотиками. Моя мерка – это как человек ко мне относится».
То есть, Холли так мало видела добра от людей, что была готова платить за него сторицей.

Писатель бегал по всем знакомым Холли, просил помочь, но люди не спешили вписываться за арестантку. Бразилец слился первым, еще даже не зная о выкидыше. Он оставил Холли письмо с пожеланиями счастья ей и будущему ребенку, но сообщил, что уезжает, а видеться с Холли ему не позволяет его статус.
Все же нашелся один человек, который пустил в ход связи и вытащил девушку из тюрьмы под залог.

Чтобы не давать показания на мафиози и понимая, что в Нью-Йорке ее больше не пустят ни на одну вечеринку, Холли улетела в Бразилию – билет-то у нее остался. В побеге Холли помогали писатель и бармен, работавший в ближайшем к их дому баре, куда Холли частенько заходила. С собой она было взяла кота, но по дороге выпустила его на помойке. Этому коту Холли так и не дала никакого имени. Она объясняла это тем, что не может себе позволит какой-нибудь привязанности. Вот когда она устроит свою жизнь, то как-нибудь назовет это животное. Устроить свою жизнь означало для девушки получить чувство надежности, такое же, какое она ощущала в магазине Тиффани, где иногда завтракала.

А ничего такого не получилось. Так коту – символу уюта – не было места в ее жизни – поэтому она его и выпустила туда, откуда взяла – на помойку. Правда, потом передумала и пыталась искать, но кот, естественно, уже убежал. То есть, вы представляете, в каком состоянии девушка уезжала из страны.

Из Бразилии она один раз прислала записку, что нашла богатого пожилого, но женатого покровителя.

Квартиру Холли занял какой-то парень, который тоже без конца устраивал шумные вечеринки. Все же мне нравится, как американцы провели войну: не забываем – это был 1944 год.

Писатель, бармен, а также тот японец, который впускал Холли в дом, когда она теряла ключ время от времени собирались вместе и вспоминали Холли. Писатель не расставался с клеткой, которую она ему подарила – перевозил ее во все квартиры и дома, что снимал или покупал. Японец рассказал, что, будучи в Африке, вдруг увидел у местного резчика по дереву поделку – женскую головку, очень похожую на Холли. Тот объяснил, что видел такую женщину, когда она вместе с двумя мужчинами останавливались у них в деревне – видимо, они путешествовали.
Что касается кота, выброшенного на помойку, то писатель пытался его найти и нашел: кот поселился в одной семье и был вполне доволен. Писатель надеялся, что и у Холли все сложилось хорошо.

Как я уже писала, Капоте опасался, что повесть плохо примут из-за аморальности того способа заработать на жизнь, который применяла его героиня. Но он ошибся: Холли полюбилась читателям.

Интересно, почему? Мне кажется, что читатель сочувствует Холли, потому что она много страдала и перенесла такое, что многих убило бы. А она выжила. Ее жизнелюбие привлекает. Привлекает и чувство собственного достоинства, а также смелость и наличие принципов: Холли верна тем, кто к ней хорошо относился.
Она описана как человек, с которым интересно, как человек, к которому тянутся люди.

Всегда возникает вопрос, сколько в герое от самого писателя. Трумен Капоте (1924-1984) был открытым геем, злоупотреблял разными психотропными веществами. Он еще в детстве решил, что станет знаменитым писателем, а жить будет в роскоши. Рос он в неполной семье, с четырех до шести лет – у дальних родственников, так как родители разводились, и им было не до него. Мать уехала в Нью-Йорк, посещала разные вечеринки, стремясь найти нового мужа, и нашла в конце концов. Трумен учился в разных частных школах, из которых его исключали. Потом мать отдала его в военное училище. Он никогда не рассказывал, что с ним там происходило, но военным не стал.
Возможно, для него, как и для Холли, роскошь была символом надежности.

Капоте так устроил свою жизнь, что она вся протекала на виду, на манер реалити-шоу. В газете даже была отдельная колонка о его повседневной жизни. Он обедал в дорогих ресторанах, часто за счет своих поклонниц, стильно одевался, собирал антиквариат.
Его обожали дамы. Как мне кажется, он являл собой тот образ гея, который последние десятилетия не сходит с экранов: лучший друг гламурных девушек. Но вот что при этом было у него в душе? Может быть, такой же раздрай, как у Холли?

https://cdn.fishki.net/upload/post/2020/09/13/3419563/9eac4eaa2bfaa83d9d9dfc5572257db3.jpg
При чтении повести складывается определенный образ Холли: худенькая, светловолосая, но крепкая, со здоровым деревенским румянцем, с вздернутым носиком и большим ртом, общительная, простая; ей можно дать и 16 и 30 лет; когда оденется и накрасится, то выглядит шикарно. Когда решили делать фильм, то главную роль предлагали Мерилин Монро, но она отказалась, так как не хотела, чтобы ее имя связывали с девушкой сомнительной репутации. А Капоте хотел, чтобы играла именно она. Кстати, Монро была сиротой, пережившей трудное детство. Ее перекидывали из одной приемной семьи в другую, и она даже рассказывала об изнасиловании. Может быть, у нее получился бы другой образ Холли?
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8879c678892306dcad95c4c09c862e78-5247089-images-thumbs&n=13
Отказалась по тем же причинам и другая актриса. А Одри Хепберн согласилась, хотя и не сразу. Ей было 35 лет. Детство Хепберн пришлось на войну, но все же она жила с матерью.

И вот теперь Холли неотделима от Одри. Она – тоненькая шатенка, грустная и изысканная, воспитанная, сдержанная, вежливая, тактичная, не слишком общительная; ничего деревенского в ней нет; болезненная, хрупкая, но внутри стальная; с хорошим вкусом; европейская.
Наряды для Холли сама актриса заказывала у своего любимого модельера Юбера де Живанши. Известно, что маленькое черное платье из этого фильма считается образцом стиля и ему до сих пор подражают.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1246934/pub_5c4b687c62f08600ad42666b_5c4b854a96aa1b00ad654830/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1880741/pub_5eb088ffcd655a1fde55f665_5eb1ea347196c61aab11ab3b/scale_1200

https://ziva-club.ru/wp-content/uploads/2020/06/5.jpg

Также заслуга Хепберн и в том, что оставили песню Moon River, которая получила «Оскара» (в отличие от Хепберн, которая номинировалась на лучшую главную роль). Был период, когда режиссер хотел вырезать эти кадры из фильма, но Одри не позволила.

Так что у фильма, можно сказать, три автора: Капоте, режиссер Блейк Эдвардс и Одри Хепбен.

Фильм несколько отличается от книги по сюжету. Действие его отнесено на десятилетие вперед и происходит где-то в 1953-1956 году. Никакой войны давно нет, а брат Холли погиб в ДТП. Теперь не слишком понятно, почему Холли и ее брат скитались по фермерским полям и воровали картошку. В 1927, когда Холли из книги было 13 лет, была Великая депрессия, а здесь что?
Писатель там не гей маленького росточка, как Капоте, а крупный интересный мужчина, которого сыграл Джордж Пеппард. Теперь как-то странно, что Холли называет его Фредом – разве этот мужчина похож на 14-летнего мальчика, каким Холли помнит брата? Разумеется, между героями завязались романтические отношения – они здесь не товарищи по играм и проделкам. Кстати, любовь у актеров не слишком получилась изобразить. Возможно, сказалось то, что у них были натянутые отношения вне съемочной площадки.
Но писатель был начинающий. А на жизнь зарабатывал примерно тем же ремеслом, что и Холли – жил за счет богатой пожилой женщины, желающей покровительствовать молодым талантам. Когда писатель понял, что любит Холли, он порвал со своей благодетельницей и начал честную трудовую жизнь, напечатав что-то там в журнале.

Очень развилась тема магазина Тиффани. Его так подробно показали, так расписали необыкновенно обходительное отношение продавцов к каждому покупателю, что после премьеры фильма посещаемость этих магазинов многократно возросла.

Неожиданно большая роль получилась у кота. Он мелькает буквально в каждом кадре. А когда Тиффани его выпустила на помойку, она сразу в этом раскаялась, отправилась его искать, и писатель вместе с ней. Кота они нашли, а потом поцеловались, и Холли не уехала в Бразилию, как собиралась. То есть, девушка сложной судьбы все же обрела свое счастье с простым парнем – писателем. Надо так понимать, что теперь Холли, писатель и кот счастливо заживут вместе. А в книге счастье обрел один кот.

В остальном в фильме происходили те же события, о которых я рассказала выше, за исключением беременности Холли.

Но что бы там ни было, а Хепберн – очень хороша во всех своих нарядах, и песня приятная, и интересно смотреть на Нью-Йорк начала 60-х.

Казалось бы, что еще надо, чтобы фильм стал классикой? Но в Дзене от него не оставили камня на камне. Тон задала автор поста. Она соизволила посмотреть древнюю киношку и считает, что даром потратила свое драгоценное время. В анонсе ей обещали романтическую комедию, а где здесь романтика? Прелестные виды Нью-Йорка, чудесная Одри в культовых платьях, принимающая культовые позы, оскароносная Moon River ей, видите ли, не романтика. А что ей тогда романтика?
Сама она носит разноцветные дреды, у нее ногти чуть короче пальцев, т.е., фактически когти, которые она заливает собственноручно изготовленным лаком, в которые она добавляет всякие камушки-цветочки и эпоксидную смолу. Также она изготовляет украшения из подручных материалов и имеет кота-мейкуна, который чем-то там болеет. И своей круглой физиономией, и огромными черными когтями с разводами и цветными дредами, и котом, и самопальными бусами девушка очень гордится и смотрит на бедную героиню Одри Хепборн, да на саму Одри, как на говно.
Холли – проститутка, а писатель – альфонс – почему они считаются положительными героями? Почему не идут работать на завод? (Себе она такой вопрос почему-то не задает).

Огромное количество комментаторов с блогершей согласны. Типичный комент: «Огромное вам спасибо. Я думала, что одна не понимаю, что в этом фильме хорошего, а теперь вижу, что все не понимают».
Ну, да, не понимают. Но раньше люди этого стеснялись, а теперь они этим гордятся. И еще поражает удивительный инфантилизм сегодняшних зрителей. Процентов 90 из коментов выражали ненависть к Холли за то, что она выбросила своего кота: «Я ей ни за что не прощу кота» и т.д. Люди буквально помешались на котах. Я сама люблю котиков, но ведь нельзя же всерьез не понимать, что фильм – об одиночестве, о сломленной душе, о том, что Холли изо всех сил пыталась выжить, и о том, что она все же сумела полюбить (а в книге ей было не до любви). 500 коментов про кота! Обалдеть!

А в 1961 году и потом зрители были очарованы Холли, а не котом. Они понимали мотивы ее поступков, сочувствовали ей. Похоже, что люди за эти 60 лет сильно поглупели. Впрочем, если у нас свихнулись на котах, то в США, боюсь, фильм запретят из-за карикатурного изображения соседа-японца. Сейчас это считается расизмом, потому что в смешном или пугающем виде можно показывать только русских.

Кстати, в 1961 году в СССР вышли такие фильмы, как «Алые паруса», «Девять дней одного года», «Девчата». Какой из них больше похож на «Завтраки у Тиффани»? Устарели ли эти фильмы?
Тося Кислицина – сирота из детдома, досыта в детстве не ела, но она поехала работать в Сибирь и честно готовит борщи для лесорубов вместо того, чтобы ходить по ресторанам, подсаживаться к мужчинам и клянчить деньги на такси. Никаких мафиози, никаких наркотиков, девичья чистота и первая любовь. Да, но ведь и никаких дизайнерских нарядов и жизнь в общаге.
https://factsinter.com/wp-content/uploads/2021/06/nadezhda-ryamyanceva.png

В «Девяти днях» Леля – образованная молодая женщина, разбирающаяся в науке, является яблоком раздора между двумя физиками, один из которых полностью посвятил себя служению науке и людям, а второй оставляет место для личных удовольствий.
https://in-w.ru/wp-content/uploads/2019/09/nine-days-from-one-year-005.jpg

Ассоль (еще одна сирота: выросла без матери) ничего не делала, а просто так верила в свою мечту, что она сбылась.

А ведь эти девушки примерно ровесницы, а Тося, Леля и Холли и вовсе современницы.
Кого из них вы видите в современной жизни? Где теперь искать таких девушек, как Ассоль, как Тося? А вот такие, как Холли, встречаются. Так что «Завтрак у Тиффани» не устарел.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

©