Гендиректор «М.Видео» Феликс Либ дал большое интервью «Интерфаксу» – обсудили многое: кризис на рынке, высокую ключевую ставку, параллельный импорт, соперничество с маркетплейсами. По традиции, выбрали для вас ключевые тезисы из долгой беседы.

О себе

Прошло уже более ста дней с момента моего прихода в компанию. Сто дней в
наше время – это значительный срок, можно подводить первые итоги. Сейчас и
наша компания, и весь рынок бытовой техники и электроники находятся в крайне
непростом положении.

О проблемах и долгах

В текущих условиях нашей компании нужна трансформация, поиск
принципиально новых решений и развитие имеющихся конкурентных преимуществ на
рынке, что должно позволить эту ситуацию преодолеть и выйти из непростого
периода с устойчивой бизнес-моделью… финализируем работу над стратегией на
ближайшие три года, которая, на наш взгляд, будет способна помочь компании
выйти на другой уровень.
Это серьезный, всеобъемлющий документ, мы
планируем в третьем квартале этого года его представить.

Перефразируя нашего великого классика: «Все кризисные ситуации —
кризисные по-разному, а все счастливые — счастливы плюс-минус одинаково». В «М.Видео»,
конечно, совсем другие вызовы, чем были в компаниях, где я раньше успел
поработать. 

Будучи крупным игроком в отрасли, занимающим существенную долю,
естественно, мы движемся близко с рынком, поскольку сами отчасти и формируем
его. Поэтому наши цифры плюс-минус совпадают с общерыночными.

С начала этого года наш долг вообще не прирос, мы стабильны с этой точки
зрения.
Долговая нагрузка сохраняется на значительном уровне, но мы сейчас
активно работаем над снижением стоимости обслуживания долга и балансировкой
нашего долгового портфеля. 

О ключевой ставке

Мы надеемся на дальнейшее ослабление денежно-кредитной политики, что,
конечно, должно позитивно сказаться на наших финансовых результатах
как за счет снижения
стоимости финансирования, так и за счет роста выручки, который будет связан с
повышением потребительского спроса на товары нашей сети.

С действующим высоким уровнем ключевой ставки вернуться к прибыли будет
непросто,
т.к. в хорошие времена EBITDA бизнеса в нашем сегменте приносит примерно
6-8%, чего не хватит для покрытия процентных расходов по заимствованиям.

О зарубежных брендах

Мы открыты к возвращению официально ушедших с российского рынка брендов,
если
это будет происходить прозрачно, в правовом поле и не в ущерб уже
сформированным за последние годы партнерствам.

Разница между прямыми отношениями с производителями и параллельным
импортом огромная.
Прямые отношения – это качественная работа.

Последние три года в рамках работы механизма параллельного импорта
фактически зарабатывает либо дистрибьютор, либо банк, а не производитель или
сеть.

Покупаешь ли ты товар по предоплате или в отсрочку, с факторингом или другим
способом – всю прибыль получают именно посредники сделки.

Об акционерах

Наши акционеры завершили дофинансирование в объеме 30 млрд руб., о
запуске которого мы объявляли в марте этого года.
Денежные средства в
полном объеме поступили на счета компании.

В силу объективных причин докапитализация была нужна компании. 

Об СТМ

За последнее время мы значительно усилили направление собственных
торговых марок (СТМ).
В 2024 году ассортимент СТМ вырос на 40% в продажах и
расширился несколькими новыми категориями: климатическая техника, кофемашины,
мониторы и другие.

Я думаю, что, если бы наша доля СТМ и эксклюзивных торговых марок к 2027
году приблизилась к 30%, это уже было бы совершенно правильно с точки зрения
ассортиментной политики компании.

О планах

В прошлом году мы открыли 100 магазинов, большинство из которых – компактного
формата.
В этом году мы также открываем новые компактные торговые точки в
регионах, а в марте запустили первый магазин в новой концепции.

Нам в целом нужно ответить на вопросы: что из себя представляет «М.Видео»
в этом году и на ближайшие три-пять лет, как мы планируем развивать нашу
бизнес-модель
, каким образом мы будем развивать наш ассортимент, чем отличается
позиционирование «М.Видео» от «Эльдорадо», что нужно, а что – нет, чтобы наши
клиенты и наши партнеры не путались, не задавались вопросом, кто мы.

Мы смотрим на рынки других стран, прежде всего СНГ. Там люди знают наш
бренд, ценят наш сервис и доверяют качеству нашего ассортимента.

На наших близлежащих соседей мы также смотрим и с точки зрения
возможного производства СТМ
, если где-то мы сможем найти такую взаимовыгодную
возможность для себя.

Об онлайн-продажах

Я вас порадую: наш маркетплейс есть и динамично развивается. 

Сейчас мы живем в эпоху маркетплейсов. Мы, безусловно, действуем в
неравных условиях, которые похожи на бой боксеров, где у одного завязаны руки.

Они продают собственные товары и создают для них приоритет в поисковой выдаче,
фактически используют самозанятых на складах и в логистике, хотя это
недопустимо, используют непрозрачный механизм соинвеста. 

Мы сами выступаем селлерами на всех ключевых маркетплейсах, и наши
продажи на них растут ровно так же, как растут и сами маркетплейсы…
Маркетплейсы для нас,
безусловно, конкуренты, это невозможно отрицать, но в то же время они и
партнеры.

О маркировке

Мы ждем введения программы «Честный знак» на товары
электроники и бытовой техники.

Читать интервью целиком.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Сообщение Феликс Либ: «Наша компания, и весь рынок бытовой техники и электроники находятся в крайне непростом положении» появились сначала на RETAILER.ru.

©


Смотрите также/You may also like