солярис 1

Solaris – это новый проект в уникальном мультижанровом формате, в котором соединяются театр, современное искусство и другая реальность. Действие разворачивается в огромном историческом ангаре с эстетикой постиндустриального мира в самом центре Москвы. Ангар – склад корпуса музея Москвы, один раз в месяц на несколько дней превращается в SOLARIS – в выставку днем и театр вечером – в одном пространстве.

photo_2021-11-25_18-24-00 (2)

Авторы выставки Павел Пепперштейн – классик современного российского искусства – совместно с Соней Стереостырски и группировкой Immerse Lab исследуют подсознание города как мыслящего организма.

Работы выполнены в жанре phygital – каждый холст на выставке открывает портал в дополненной реальности, где сны и галлюцинации города обретают форму и плоть.

Режиссер спектакля – лауреат «Золотой Маски» Дмитрий Мелкин, синтезируя театр и современные медиа, создает поле новой цифровой чувственности.

7 и 8 декабря пройдут декабрьские показы междисциплинарного проекта SOLARIS по мотивам культового фильма Тарковского.

Solaris

Общая концепция цифрового космоса вдохновила создателей на невероятные зрелищные решения, использование сложных технологический и даже перенос произведений искусства в виртуальную вселенную.

Одну из партий в приготовлении действия, переносящего космос Соляриса в постиндустриальный ангар Провиантских складов, сыграл медиахудожник спектакля Евгений Афонин (curiosity media lab). Мы попросили Евгения рассказать о том как готовился проект и о технических деталях его реализации.

Евгений Афонин

Какими были ваши задачи в визуальной и технической составляющей спектакля Солярис?

У медиахудожника в театре вообще довольно расплывчатые функции, ведь официально такого понятия в театральной номенклатуре по-прежнему нет, даже когда-то “Золотую маску” мне вручали как художнику по свету, кем я, конечно, не являюсь. Но, действительно, отчасти наша работа пересекается и с художником-сценографом, и с художником по свету.

Иногда это чисто производство какого-то декоративного контента под проекцию, а иногда, как в случае с Солярисом, это все подряд, – от сценографии до сценария.

Пространство, где проходит спектакль, очень специфическое. Это не стандартная театральная коробка, а очень длинный и узкий коридор, почти 60 метров в глубину и около 8 в ширину, условно обозначенный колоннами. А за этими колоннами еще два таких же коридора, которые были отданы выставке. При этом пространство никак не предназначено для театра, там нет почти ничего, нельзя ничего крепить к потолку, поэтому даже система из ферм, на которых крепится световое оборудование и прозрачные сетки – это уже произведение искусства.

Мысль о том, что надо использовать лазер, чтобы эффективно использовать такую глубину зала у меня была сразу, но прежде, чем этот вариант закрепился, мы, конечно, пробовали много всего.

Так что отвечая на вопрос по существу – первая задача эффектно использовать «тоннель» нашей сцены. Для этого надо было придумать решение, которое с одной стороны было бы гибким, не требующим сложных перестановок, с другой стороны позволяло бы свободно работать артистам, с третьей стороны подходило бы под концепцию Соляриса – ведь Солярис у нас не планета, а самозародившийся сверхразум и мы находимся в некотором условном пространстве, не на космическом корабле, а скорее в странной такой лаборатории.

Технически в итоге на мне лазер, фронтальный проектор, беспроводные видеокамеры, и, само-собой, контент для всего этого + программирование медиа сервера, чтобы все работало и управлялось из единого центра.

По ходу дела очень много сил ушло на продумывание расположения сеток и оборудования, визуализации всего этого, тесты на макете. Ведь в реальном пространстве мы все собрали фактически за 5 дней, а еще точнее с момента, когда 90% монтажа было закончено и до первой премьеры прошло вообще 3 дня. А неочевидных решений было запланировано много. Вообще в практике медиахудожника обычное дело, что после «выхода на сцену» минимум половину контента приходится переделывать, даже когда используемые медиумы вполне обычные – проектора или что-то подобное. А тут экспериментальный сетап и 3 дня на обкатку, – это круто и сурово.

Видя, куда ветер дует, я сделал 3D симулятор, где прописал мизансцены (расположение артистов в той или иной сцене) и перестановки сценографии, чтобы можно было хоть как-то тестировать планируемый контент. Это бы помогло лучше, если бы сценарий не менялся до последнего дня.

солярис 1

Была ли некая визуальная концепция, которой вы придерживались в создании художественной составляющей спектакля?

Кстати, насчет сценария, – в какой-то момент я начал помогать выписывать так сказать «sci-fi контекст» вокруг основной сюжетной линии. Пытался поженить Лема, Ноя Юваля Харари и Ника Бострома, больших специалистов по техно-апокалипсису. Что такое Солярис, какие есть реальные сценарии зарождения сверхразума, чем занимаются главные герои, если дело происходит на земле, почему не все еще видят призраков, можно ли уничтожить Солярис и как именно… весело было. Не все в итоге читается из спектакля, я знаю, получилась больше мелодрама. Как и у Тарковского. Но мне самому очень важно было иметь какую-то связную легенду «вокруг», даже если зрителю ее особо активно не транслируют. Да, и про визуальную концепцию – в процессе я все больше убеждался, что такая «воздушная» «виртуальная» лазерная сценография идеально подходит для нашей истории.

солярис 2

Какими были ваши источники вдохновения?

Сетап с прозрачными сетками и лазером/проектором использовался миллион раз, можно хоть припомнить «классиков» – united visual artists или antivj, но это всегда было в рамках аудиовизуальных инсталляций, в 100% контролируемой среде, а это в 1000 раз проще, – не надо думать о тексте, артистах, театральном свете, и так далее. Короче говоря, в рамках театра у меня особо не было ориентиров…

Эти «картины», которые получаются из плотных диагональных лучей, расходящихся по законам перспективы, и горизонтальных/вертикальных линий, которые эти лучи создают на трёх почти прозрачных сетках, – это инструмент. Вообще еще с лазером сложность в том, что он слишком ассоциируется с какой-то дискотекой, когда все моргает, переливается всеми цветами и так далее, очень хотелось отдалиться от этого. Им можно делать галлюцинаторную светомузыку или красивые медиа-скульптуры. Я хотел попробовать использовать этот подход как сценографический инструмент, создавать функциональное пространство для существования артистов внутри спектакля, не только как декоративный прием, хотя и так он применяется тоже.

И на удивление это сработало даже лучше, чем я ожидал, чем я очень доволен и вижу огромный потенциал в этого инструмента.

солярис 4

Что понадобилось, чтобы реализовать задумку технически? Какие технические решения были использованы?

Уже ответил в основном. Лазер, сетки, проектор, 3 компьютера, километр проводов. В масштабе циклопического зала, никак не адаптированного под театр, конструктивная часть оказалась чуть сложнее, чем кажется. Технический директор, и да и вообще все участники пережили много непростых моментов, придумывая как это все смонтировать, во все зеркало сцены растянуть сетки, при этом оставив возможность их снимать и одевать по ходу спектакля, как расположить «фермы» не теряя высоты из-за особенностей архитектуры зала и так далее.

Так что можно сюда добавить смелость и в хорошем смысле безбашенность и продюсера, и режиссёра, и сценографа и технического директора – ведь до конца я и сам не понимал, как все это сработает.

солярис 3

Знаете ли вы еще подобные проекты в Москве, которые используют такие же сложные световые/лазерные/технические приемы?

Именно с лазером как-то не очень много могу вспомнить… «Пиноккио» Жоэля Помра… «Зарница» Квятковского, где Полина Бахтина сценограф и Алексей Наджаров в роли многорукого медиа-бога. И наверняка много, где еще, но везде очень по-разному, поэтому думаю, что могу утверждать, что получилось что-то новое и необычное.

В целом-то сложные световые и технические приемы применяет любой большой спектакль в наше время, вопрос в том, как применяет и насколько эффективно распределяет ресурсы. Если продать одну люстру из какой-нибудь оперы Большого театра, можно сделать два Соляриса, понимаете.

Но с пространством для эксперимента в подобных институциях несколько сложнее, это закономерно. То, что мы сделали, даже сложно назвать очень уж «сложным техническим приемом», просто как-то все удачно сошлось, хотя было (и есть) не просто, работать с независимыми проектами вообще всегда непросто.

©