В Центробанке (ЦБ) и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) обеспокоены влиянием Сбербанка на рынки цифровых услуг, выяснил The Bell. ЦБ не высказывает прямых претензий к структуре Германа Грефа, но банк узнаваем в докладе о развитии конкуренции на цифровом рынке: “”Некоторые крупные финансовые организации”, создающие свои экосистемы, массово скупают стартапы, монополизируют целые отрасли и устанавливают в своих экосистемах собственные правила, заменяя собой государственные институты”.

ФАС и ЦБ совместно работали над так называемым “пятым антимонопольным пакетом” — финрегулятор давал предложения. По мнению антимонопольного ведомства для развития конкуренции необходимо учитывать прямое и косвенное влияние (на смежные рынки) больших цифровых платформ. Это влияние в ФАС называют “сетевым эффектом”.

Часть возможных мер “против Сбера” и, возможно, других крупных игроков, относится исключительно к рынку традиционного банкинга. Среди мер: ограничение доли рынка 30-ю процентами там и для тех, у кого она превышает это значение; организация свободного доступа мелких игроков к “большим данным” в базах гигантов, эта концепция называется: “конкуренция за умение обрабатывать, а не за доступ”; ограничение числа проектов с дешёвыми пассивами — это зарплатные проекты, например; ЦБ намерен ввести запрет на использование в коммерческих целях денег выделенных государством для социально-экономических функций.

Для борьбы с негативным влиянием цифровых платформ ФАС предлагает: считать “доминирующим” сервисы с долей того или иного рынка большей чем 35%. “Доминирующие” сервисы обязаны согласовывать с ФАС все сделки объёмом более 7 млрд рублей. По аналогии с традиционным антимонопольным законодательством может быть запрещено ограничение конкуренции. Речь идёт, например, о просьбах платформы не работать с конкурирующими компаниями, они могут стать незаконными. Запрещается координация цен. Наконец, для мониторинга соблюдения закона, к доминирующим компаниям будут прикрепляться “доверенные люди”. В целом ФАС хочет охватить цифровые платформы регулированием известном по товарному рынку.


P. S. По состоянию на осень-зиму 2019 года Сбербанк участвует в бизнесе всех трёх главных интернет-компаний России: Яндекса (с проектами Яндекс.Деньги и Яндекс.Маркет), Рамблера и Mail.ru.

1 комментарий | Подписаться на комментарии | Комментировать

©