2. О выборах Ельцина в 1996 году
В интервью Пугачев вспоминал о президентских выборах 1996.
Нам уже много кто рассказывал про эти выборы. Так в прошлом году обсуждали книгу М. Зыгаря «Все свободны».

https://uborshizzza.livejournal.com/5430120.html
(Здесь ближе всего к описываемым Пугачевым событиям, а также есть ссылки на остальные части книги)

В книге Зыгаря у победы Ельцина много творцов, причем Пугачев там не упоминается. Главная роль отводится все же Березовскому и Чубайсу, которым активно помогала дочь Ельцина – Татьяна Дьяченко. Большая роль отводилась и будущим олигархам.
Пугачев же рассказывает, что главным героям этой истории был именно он. Это он организовал новый штаб, Чубайс только делал вид, что чем-то занимается, банкиры-олигархи вовсе не были ни теми, ни другими, и денег от них не было. Березовский тоже как-то мало участвовал.

Деньги дали иностранцы – главы зарубежных государств. Но деньги они дали не просто так, а в обмен на собственность СССР, оставшуюся за границей, а она стоила намного больше, чем выделенные суммы.

Но самый большой эффект дали американские политтехнологи, которых привез Пугачев. Именно они подсказывали какого цвета и кому дарить цветочки и в какую дверь входить. Кстати, все остальные рассказчики крайне нелестно оценивают советы этих политтехнологов.
Пугачев скромно умалчивает, что именно он получил за победу Ельцина. Остальные-то, по их рассказам, внакладе не остались.

«Ельцин был самым ярым антикоммунистом. Это был человек, который подписал указ о запрете Коммунистической партии. Этот указ потом замылили, но я лично его видел. И он, кстати, подписал указ о выносе тела Ленина из мавзолея. Я лично участвовал в этом. Он попросил, чтобы я договорился с патриархом Алексием о том, чтобы патриарх Алексий выступил в программе “Время” и сказал: нехорошо, что какой-то труп лежит на Красной площади, неплохо бы его куда-нибудь отправить. А патриарх Алексий был крайне недоверчивым человеком к власти и старался держаться подальше от нее. Он попросил гарантий. Такой гарантией был указ о том, что его должны вынести. Уже подписанный, с печатью, с номером на красном бланке.
Но окружение кричало, что сейчас коммунисты выйдут и будут громить все. На Ельцина оказывали сильное давление. Причем основными модераторами идеи запрета этих вещей были такие люди, как Борис Немцов, Чубайс и так далее, которые боялись… Знаете, как бабочка присела – и они боялись, что она вдруг улетит. Они говорили: “Лучше не дразнить гусей”. Поэтому так и сложилось.

В моей памяти Ельцин остался человеком, который очень хотел сделать Россию счастливой. Это такой Навальный того времени. Только Навальный говорит, как прекрасна Россия будущего, а Ельцин говорил, что Россия прекрасна сегодня.
И Ельцин жутко хотел сделать все возможное для России, для свободной России. Вообще он Россию ассоциировал с глобальным западным миром. Я ездил, кстати, с ним в Америку, и я это видел. Он понимал, что это один мир. И он очень хотел этого, но не знал как. Он был человеком решительным и принимал решения самостоятельно, без всяких советов. И поэтому, собственно, и Гайдар оттуда, и Кириенко – вся эта история. Просто он пытался почувствовать. Я не понимаю, что он говорит, но я чувствую, что он действительно хочет сделать что-то хорошее.



Очень сильный человек был. Он хотел видеть в окружении сильных людей. Но надо различать Ельцина 1991–1994-е, потом 1996-й, а потом уже 1999-й.
немного людей могут сказать, что они выпивали с Ельциным. Из тех, кого я хорошо знаю и помню, – это Олег Сосковец, Черномырдин, тот же Коржаков. То есть люди, которые были ему важны. Конечно, он не пил с кем попало. Но пили много, я помню эти истории. Обычно после какой-то попойки Коржаков говорил: “Вчера выпили шесть бутылок коньяка”.

Ходили слухи о бурном романе Татьяны Дьяченко с Анатолием Чубайсом. После того, как я пригласил Анатолия Чубайса возглавить так называемый фонд защиты частной собственности…Он уже был в Москве, но его выгнали из правительства. Это было в 95-м или 96-м. И когда у Сосковца не получилось управлять предвыборным штабом Ельцина, кто-то нужен был для отвода. Нужно понимать простую вещь: в России, даже в 1996 году, реальных выборов, как в Украине или в Америке, просто не было никогда. То есть их просто не может быть. Потому что это страна, где люди ломают шапку перед начальником. В 1996 году выборы были максимально приближены к свободным.

Я, собственно, говорил: “Давайте определим, что такое предвыборный штаб”. Это такой Диснейленд, типа, мы слышали, что должен быть предвыборный штаб… Я говорю: “Вы понимаете, что такое предвыборный штаб у действующего президента? Это руководитель администрации, это, собственно, все, кто здесь: премьер-министр, министры. Кто вам еще нужен?”
Был, скажем, один штаб, который возглавил Сосковец. Потом была знаменитая история с селекторным совещанием с железнодорожниками, [когда он требовал, чтобы обеспечили] “99% на каждой станции и каждом полустанке”. В то время пресса была свободная – это просто слили. Все испугались. Было понятно, что Олег просто не понимает, [что делать]. Хотя у меня очень хорошие с ним отношения, дружеские…В общем, так выиграть было нельзя. А учитывая, что рейтинг Ельцина был 3%… Кстати, когда он об этом узнал, то отказался идти на выборы.

После этого я взял ситуацию в свои хрупкие руки и сказал: “Давайте организуемся”. Мы сделали, скажем, секретный штаб. Еще Сосковец был, что называется, жив в качестве начальника штаба. И сидели в гостинице “Мир”.
А что такое гостиница “Мир”? Это здание СЭВ, до Белого дома три минуты. За ним пятиэтажное здание – там сидит штаб. И это хорошо. Потому что все знают и все пытаются что-то продать, информацию слить… К тому же почти никто не верил, что Ельцина можно переизбрать. Это важный момент. Потому что сейчас об этом никто не помнит. И поэтому не так важно: 3% или 6%… То есть было понятно, что голосовать за него были не готовы. И тут, собственно, возникает идея, мол, давайте что-то делать.

Вопрос был не в том, что Ельцин хорош. Было понятно, что Ельцин не надолго и Ельцин не хорош. Идея была совершенно в другом: какая альтернатива? Это коммунисты. Естественно, никакой не Лебедь. Конечно, мы боялись коммунистов.

Я помню, кстати, Сосковец вначале собрал так называемых олигархов, которые никакими олигархами не были, а были довольно средней руки бизнесменами. Это известные люди: Гусинский, Березовский…Смоленский, Авен и так далее. Просто Сосковец не очень понимал, кто они… Он думал, что это какие-то капиталисты…такие Ротшильды нашего разлива. Он собрал и говорит: “Надо скинуться, помочь”. Меня это ужаснуло, потому что я понимал, что это люди, которые перебиваются процентами…Тогда не было денег, не было кеша. И не совсем было понятно, что дальше будет. И Олег тогда выступил с пламенной речью: “Имейте в виду: красные придут – вас перевешают”. Давать было нечего. Это была ритуальная встреча с человеком, который не понимает, с кем встречается. И вдруг Ходорковский говорит: “А что вы нас, Олег Николаевич, пугаете? Чего нас перевешают? Мы с деньгами, договоримся с любой властью. Мы что, при коммунистах не жили?” И на этой оптимистической ноте Олег Николаевич сказал: “Ну, давайте выпьем”. И, собственно, ритуальная встреча с “олигархами” на этом закончилась.

$6 млрд. дали Клинтон, Берлускони, Коль. Это была задолженность по зарплате и пенсии. Я лично занимался этим проектом. Эти деньги ведь давали не просто так. Это и сегодня очень актуально. Потому что идея о том, что Запад мечтает спасти Россию, Украину и всех остальных и сделать их цивилизованными странами, – это легкое заблуждение. Было огромное количество зарубежной собственности у Советского Союза. Я лично этим проектом занимался. Она была в сложном состоянии, но стоила миллиарды. Гораздо больше, чем $6 млрд. И, собственно, основная идея заключалась в том, чтобы отдать…в залог либо продать. Потому что собственность находилась на территории Германии, Японии и так далее. Это были лучшие места и огромные территории, дома, здания, аэропорты – все что угодно. И это было брошено с момента развала Советского Союза.

Я пригласил американских политтехнологов, которые представляли интересы губернатора Уилсона на президентских выборах и которые до этого провели как минимум 25 довольно успешных предвыборных кампаний в разных странах мира… Да, я их действительно привез в Россию, поселил их в “Президент Отель”. Привез я их, кстати, еще когда Сосковец был начальником штаба.
Потом появилась социология, фокус-группы – и как-то начало выстраиваться. Американцы говорили простые вещи. Например, Илюшин говорит: будет такое-то мероприятие, Борис Николаевич будет делать то-то… цветочки и прочее. Они говорят: “Хорошо, мы подумаем”. Потом: “Цветочки отменяются, это не нужно. Выходит из машины – идет к людям, всем жмет руки и говорит: “Я вас люблю, Россия будет свободной”. Все возмущаются: “Нет, так не подходит”. Они говорят: “Примерно плюс-минус 4% сразу поднимаем”. Когда это происходит – поднимают 4–5%… Вот после третьего раза я поверил, что Ельцина переизберут.

Ельцин выборы выиграл при суперадминистративном ресурсе. Никакие олигархи деньги не давали, а наоборот, взяли из “Газпрома” и отовсюду. Где-то под миллиард было потрачено. То есть раздали, раздерибанили, как водится. Но это был дабл-штаб, который типа должен был заниматься отвлечением внимания и сливом информации. Но Чубайс в определенный момент понял, что Ельцин выиграет, и умудрился переехать в “Президент Отель” со своим штабом. Правда, на другие этажи. Спрашиваю: “Что вы делаете сейчас?” – “Мы проводим чемпионат России по запуску воздушных шаров”. – “А в чем идея?” – “На них написано “Голосуй сердцем”».

После выборов 1996 года Татьяна была и.о. президента Российской Федерации.
Но при этом она очень боялась. Я ей говорил: “Надо отдавать себе отчет, что ты, имея печать с подписью Ельцина, можешь проштамповать любой указ и влиять напрямую на судьбу страны, на назначение министров”. – “Нет, я советник по имиджу”. Я говорю: “Таня, конечно, нет”. То есть она хотела быть в тени, но этого не получилось. Она оказала огромное влияние на страну

Итак, Ельцин получил власть, но не мог ей пользоваться, потому как был не в себе. Его дочь тоже не могла пользоваться властью, так как боялась ответственности. Банкиры стали олигархами, как и Пугачев. Иностранцы получили собственность СССР за рубежом и, наверняка, кое что еще.
А что получили “дорогие россияне”, как нас любил называть Гарант? Мы получили урок, что выборы у демократической власти выиграть невозможно, а также получили дефолт 1998 года, после которого многие так и не оправились, получили войну с Чечней. И всем этим мы обязаны Сергею Пугачеву? Ну, спасибо.

Часть 1 Сергей Пугачев о себе самом – https://uborshizzza.livejournal.com/5577977.html

Переход по щелчку В верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Политика)

©