Хотя новый коронавирус уже значительно изменил жизнь на этой планете, реально то, что произошло – лишь репетиция грядущего трындеца.
Во-первых, судя по скорости появления новых, более тяжелых и заразных вариантов, все самое интересное с ковидлой еще впереди.
Во-вторых уже лет 20 все, кто в теме, предупреждают, что где-то с 2035 года наступит новая эра возврата бактериальных инфекций. Мы окажемся в ситуации XIX века и ранее, когда лекарств против микробов нет, так как скорость выработки устойчивости к антибиотикам значительно превышает скорость разработки новых антибиотиков (привет «биг фарме», для которой разработка дизайна коробочки более прибыльна, чем разработка новых антибиотиков). Естественно, хана наступит на сразу вдруг, а по нарастающей. Например, уже сейчас более четверти новых случаев туберкулеза в России – это мультилекарственноустойчивые варианты, то есть микобактерии, на которых не действует вообще ни одно из лекарств.
В-третьих, развитие генноинженерных технологий привело к тому, что создать новый вирус сейчас примерно так же просто, как и написать компьютерных вирус. Да и без этого в мире развелось как-то удивительно много странных лабораторий, выискивающий разнообразные бактерии и вирусы во имя науки и на пользу страждущему человечеству.

Что касается нашей богоспасаемой страны, то приходится с грустью заметить, что вся реакция на ковид-эпидемию была чисто ситуативная. Быстро стала расти заболеваемость – постараемся ограничить активность механизма передачи, но не очень, а то еще обидится кто. Некуда класть больных – перепрофилируем имеющиеся больницы и построим ангары в качестве временных госпиталей. Нет ни упреждения ситуации, ни выводов из выявленных проблем.



Среди выявленных проблем (еще раз повторю, то, что сейчас нам преподнес ковид – лишь прелюдия):

– Зимой-весной 2020 года в жутком дефиците были медицинские маски. Причина – вся без исключения аптечная сеть, склады, закупки медицинских изделий и фармпрепаратов в России отдали в частные руки. Частникам невыгодно держать запасы на случай эпидемий даже простых, дешевых и не портящихся средств. Подобные запасы есть у военных, на гражданских это не рассчитано. Следовательно, надо создавать систему государственных аптек и аптечных складов. Не сделано.

– Российская фармпромышленность завалила выпуск вакцины от коронавируса. При этом еще в феврале-марте на совещаниях в Минздраве в качестве государственного задания, которое будет безусловно выполнено, озвучивалось, что к 25 июня будет привито 2 дозами 65% населения. На 1 июля в России привито 12%. То есть владельцы фармпредприятий обещали (наверняка и деньги на это с государство взяли), но выпуск завалили. Соответственно 600 с лишним покойников в день – на их совести. Я человек миролюбивый и считаю, что данной ситуации можно ограничиться деприватизацией всех фармпредприятий, не выполнивших государственное задание, с развешиванием владельцев и руководства на березах. Хотя и вариант «на кол» тоже кажется привлекательным. Вместо этого все сделали вид, что все забыли и что все идет по плану.

– По существующему законодательству вместо охраны здоровья населения и прочей устаревшей ерунды, отброшенной вместе с советским строем, медицинские учреждения занимаются только оказанием медицинских услуг. Вопросы профилактики, санпросветработы и прочее к ним не относятся. Следовательно, в связи с возрождением угрозы инфекционных заболеваний надо менять законодательство.

– В очередной раз была продемонстрирована пагубность проведенной «оптимизации здравоохранения» с резким сокращением коечного фонда. Проблема в том, что в эпоху эпидемий заранее оценить потребность в этих самых «медицинских услугах» невозможно и надо иметь некоторый запас. Однако «оптимизация» продолжается.

– Полностью провалился Роспотребназдор, сменивший заточенную под профилактику систему санэпидстанций. По-другому быть не могло. Во-первых, за постсоветское время число эпидемиологов в системе было уменьшено в 4 раза (!). Во-вторых, были изменены права работников. В СССР работники СЭС имели права санитарной полиции и имели право прямого административного управления. Сейчас у них таких прав не осталось, и фактически все, что они могут сделать – передать бумаги в суд. Вопрос об обратной реформе Роспотребнадзора даже не обсуждается.

– Врачей-инфекционистов в стране осталось совсем немного, а остальные врачи не имеют ни навыков, ни знаний. По сравнению с серединой XX века в программе обучения врачей как преподавание инфекционных болезней, так и эпидемиологии и гигиены сокращено в разы.
В советское время любой врач знал, как выглядят последствия эпидемий инфекционных заболеваний, понимал, что риск вакцинации несравненно меньше рисков при заболевании. 50 лет назад было невозможным, чтобы значительное количество врачей считали (и говорили), что прививаться не надо.
Скепсис врачей по отношению к вакцинации – следствие их невежества. Однако это лечится образованием.
Одна из тем, достаточно активно обсуждавшихся в медицинском сообществе – вакцинация от гриппа беременных. Сейчас они подлежат вакцинации в первую очередь. Был опрос студентов медвузов на эту тему, значительная часть их считала, что лучше беременных не вакцинировать. После введения этой темы в программу обучения доля студентов, скептически относящихся к вакцинации беременных, сократилась в разы.

– Если при советской власти в качестве нормы поведения постулировался коллективизм, то в постсоветской (реально – антисоветской) власти продвигается индивидуализм. Следствие этого – игнорирование норм поведения, наплевательское отношение к санитарным правилам и прочее. В эпоху эпидемий подобный стиль поведения убийственен.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Лытдыбр)

©