© picture-alliance / Уве Анспах / dpa

Пара вводных слов: это речь Дитера Рамса, которую он произнес в декабре 1976 года перед аудиторией в нью-йоркском выставочном зале Джека Ленор Ларсена по поводу своей работы в мебельной компании Vitsœ.

Не нашел эту речь на русском, поэтому почему бы не опубликовать? Тем более, что пока ее читал, не перествал удивляться насколько мало что поменялось с 76 года. Даже когда Рамс, говоря о продуктовом дизайне, имеет в виду промышленный дизайн, можно читать его как дизайн интерфейса и ничего принципиально не меняется. То же можно сказать и последнем его экологическом пассаже. Трудно отделаться от ощущения, что это сказано сегодня, и тоже, кажется, без изменений.

Чтобы интереснее читалось, я снабдил ее картинками и даже видео.

Дитер Рамс: Дизайн по Vitsœ

Идеи, лежащие в основе моей работы как дизайнера, должны соответствовать целями компании. Этот принцип применим к моей работе не только в Braun, но и в Vitsœ. Я работаю в этих двух компаниях уже около 20 лет и, я бы хотел подчеркнуть — только в этих двух компаниях.

Я убежден, что дизайн — по крайней мере, в том смысле, в котором я его понимаю, — не может быть выполняться кем-то вне компании. Я абсолютно убежден, что это это верно, если продукция разрабатывается как часть большой системы, как это делаем мы в Vitsœ.

В 1957 году я начал разрабатывать систему хранения, которая легла в основу компании Vitsœ, которая была основана в 1959 году. Таким образом, идеология, лежащая в основе моего дизайна укоренилась в компании.

© Vitsœ

Дамы и господа, сегодня дизайн популярная тема. Неудивительно, ведь в условиях растущей конкуренции дизайн зачастую является единственным отличием продукта, которое действительно заметно покупателю.

Я убежден, что хорошо продуманный дизайн имеет решающее значение для качества продукта. Плохо спроектированный продукт не только уродливее хорошо спроектированного, но и имеет меньшую ценность и пользу. Хуже того, он может быть навязчивым.

Развитие и изменения, которые мы инициировали своей работой в Vitsœ, я считаю положительными для развития хорошего дизайна в целом.

Внедрение хорошего дизайна необходимо для того, чтобы компания была успешной. Однако наше определение успеха может отличаться от вашего. Стремление к хорошему дизайну имеет социальное значение, поскольку это означает, помимо всего прочего, абсолютное избежание отходов.

Что такое хороший дизайн? Дизайн продукта — это общая конфигурация продукта: его форма, цвет, материал и конструкция. Продукт должен эффективно выполнять свое предназначение.

Дизайнер, который хочет добиться хорошего дизайна, не должен рассматривать себя как художника, который, руководствуясь вкусом и эстетикой, просто наряжает изделия в последний момент.

Дизайнер должен быть гештальтистом или творческим инженером. Они синтезируют готовый продукт из различных элементов, составляющих его дизайн. Их работа в значительной степени рациональна, то есть эстетические решения обосновываются пониманием назначения продукта.

Vitsoe 601 Dieter Rams 1960

Я убежден, что люди заинтересованы в том, что мы делаем в Vitsœ, поскольку наши продукты полезны; я ожидаю, что они также ценят эстетику, которая следует за ними. Эти качества являются результатом прогрессивного и интеллектуального решения проблем. Функциональность должна быть в центре хорошего дизайна.



Продукт должен быть функциональным сам по себе, но он также должен функционировать как часть более широкой системы — дома. Универсальная стеллажная система 606 от Vitsœ успешна благодаря своей высокой функциональности и способности адаптироваться к любой обстановке. Мебель Vitsœ не кричит; она выполняет свою функцию в относительной анонимности рядом с мебелью любого дизайнера и в домах любой эпохи. Мы прилагаем усилия, чтобы производить подобные продукты для разумных и ответственных пользователей, а не для потребителей, которые сознательно выбирают продукты, которые они действительно могут использовать. Хороший дизайн должен уметь сосуществовать.

Vitsoe RZ 57 desk / 710 corpus

Вы не сможете понять хороший дизайн, если не понимаете людей; дизайн создается для людей. Он должен быть эргономически правильным, то есть гармонировать с сильными сторонами, размерами, чувствами и пониманием человека.

Прямой контакт Vitsœ со своими клиентами привел к глубокому пониманию людей. С годами наше понимание того, как вы используете полку или кресло, возросло. У нас есть образованные и старательные люди по всему миру, которые понимают, как планировать системы в конфигурациях, о которых наши клиенты, возможно, не думали в самом начале.

606 Universal Shelving System Dieter Rams 1960

Порядок и пропорции: только упорядоченность делает продукт полезным

Все предметы, которые будут использоваться, должны подчиняться четкому порядку. Замечательный порядок дизайна в Vitsœ имеет целью донести до пользователя функцию объекта. Дизайн изделия Vitsœ четко указывает на его назначение и использование — облегчает их.

Порядок элементов: их расположение, форма, размер и цвет — основан на тщательно продуманной системе. Эта система — язык дизайна Vitsœ.

1989 г. На пике своей работы для The Face и Arena Невилл Броуди сотрудничал с Vitsœ для запуска универсальной стеллажной системы 606 в Великобритании.

Но этот порядок не корыстен, и я бы не назвал его идеологией, потому что это практическая необходимость. Для того чтобы дизайн был понятен всем — а именно к этому должен стремиться хороший дизайн — он должен быть как можно более простым.

Дизайн в Vitsœ приводит все отдельные элементы в пропорцию. Часто упоминаемой особенностью коллекции Vitsœ является ее баланс, ее гармония, ее принадлежность друг другу. Все структуры, компоненты и отделка сосуществуют как хорошо сбалансированный и гармоничный дизайн, что придает ему практичность.

Большинство продуктов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, требуют внимания или пытаются поразить нас своим великолепием или миниатюрными размерами. Эти предметы пытаются диктовать нам наши отношения с ними. Хороший дизайн создает мощные долгосрочные отношения с продуктами, как хороший дизайн создает объекты со сбалансированными пропорциями; в Vitsœ мы идем дальше, пытаясь создать объекты в сбалансированной пропорции с людьми.

Модернистский подход Рамса в проекции на графдизайн находит себя как принципы швейцарской школы

Хороший дизайн для меня означает: как можно меньше дизайна

Использование дизайна для того, чтобы произвести впечатление, отполировать вещи, сделать их шикарными, — это не дизайн вообще. Это упаковка.

Когда мы концентрируемся на основных элементах дизайна, когда мы опускаем все лишнее, мы видим, что формы становятся: спокойными, удобными, понятными и, самое главное, долговечными.

Продукция Vitsœ находится в постоянном развитии. Мы не ограничиваем наши продукты технологиями производства, доступными на момент их разработки. В языке продукции Vitsœ заложена адаптивность: адаптивность для пользователя в доме и адаптивность в дизайне и производстве.

Мы постоянно ищем новые и лучшие технические решения для нашей продукции. Поскольку технологии и производственные процессы постоянно развиваются, инновации не только возможны, но и необходимы для того, чтобы продукт продолжал считаться хорошим дизайном.

Мы убедились, что люди как никогда готовы изменить свой образ жизни, что они принимают инновационные решения, а не фальшивые, и способны избавиться от старых и укоренившихся привычек с помощью нашей продукции. Они ожидают таких инновационных решений, особенно от Vitsœ.

Дамы и господа, наша окружающая среда быстро меняется. Как эти изменения повлияют на наши концепции дизайна? Может ли дизайн, претендующий на долгосрочность, быть реактивным на текущие обстоятельства или он должен быть проактивным для будущего?

В комнате, где соблюдены пропорции, мы чувствуем себя лучше и думаем по-другому. Запущенный и неухоженный ландшафт будет влиять на нашу жизнь иначе, чем естественный и упорядоченный. Существует много работ на тему влияния нашего физического окружения на наши психологические функции. Именно этой работой мы занимаемся в компании Vitsœ.

Но сегодня Vitsœ производит только мебель. Есть более важные вопросы, на которые мы должны ответить о нашей городской среде и о том, как она влияет на нас как на людей и как на общество.

Какое влияние на нашу психику и отношения оказывают, например, опоры электропередач, небоскребы, автомагистрали, уличное освещение и автостоянки? Мы знаем, что жители безымянных бетонных блоков могут впадать в депрессию из-за окружающей их обстановки. Но кто систематически исследует эти вещи? Кто воспринимает все это всерьез?

Я представляю, что наша нынешняя ситуация заставит будущие поколения содрогнуться от бездумного отношения к тому, как мы сегодня заполняем наши дома, города и ландшафт хаосом разнообразного хлама. Какое фаталистическое безразличие мы испытываем к последствиям таких вещей. Какие зверства нам приходится терпеть. И все же мы осознаем их лишь наполовину.

Эта сложная ситуация нарастает и, возможно, становится необратимой: дискретных действий больше не существует. Все взаимодействует и зависит от других вещей; мы должны более тщательно обдумывать, что мы делаем, как мы это делаем и почему мы это делаем.

Действительно, коллапс всей системы может быть неминуем.

Я уже говорил о нашем окружении, но давайте посмотрим на более широкое окружение: мир, в котором мы живем. Существует растущая и необратимая нехватка природных ресурсов: сырья, энергии, продовольствия и земли. Это должно заставить нас рационализировать, особенно в дизайне. Времена бездумного дизайна, который может процветать только во времена бездумного производства для бездумного потребления, прошли. Мы больше не можем позволить себе бездумность.

Работы Рамса не про роскошь, в его аскетизме даже что-то от советского быта © Dietrich Lubs Vitsœ collection

Сложность систем и нехватка природных ресурсов должны заставить изменить индивидуальное отношение и отношение общества. Мы учимся как отдельные люди и учимся как группа. Мы начинаем понимать изменения, которые мы только видим. Мы должны замечать их с растущей трезвостью и, надеюсь, с растущей бдительностью и рационализмом.

Дамы и господа, если мы в Vitsœ внесли свой вклад в разумное, ответственное проектирование и более высокое качество объектов, я считаю, что мы в значительной степени обязаны бескорыстному энтузиазму и всегдашнему отношению одного человека: Нильса Витса. В то же время спасибо всем сотрудникам, которые чувствуют, что они сделали немного больше, чем просто произвели очередной недолговечный потребительский продукт.

Хороший дизайн — это реальность!

© Vitsœ


Речь Дитера Рамса (с картинками) was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.

©