Построение личного бренда

Разберемся с основными вопросами:
Что такое личный бренд
Зачем он нужен
Кому он нужен

Поговорим о технике строительства личного бренда:
6 этапов, с которых все начинается
Советы, как строить личный бренд результативно
Подведем итоги

Личный бренд — это публичный образ специалиста, который он транслирует аудитории и который прочно ассоциируется с ним в сознании окружающих. Специалист может быть и политиком, и врачом, и кондитером, и психологом, и геймером, да хоть чертом лысым, но крайне знающим и весомым в своей чертовой сфере. Совсем коротко и для себя я формулирую это так:

Личный бренд — это сумма экспертности, опыта, имиджа и идей конкретного человека.

Мы все чаще убеждаемся, что превращение собственной персоны в бренд — не просто популярное, но и крайне выгодное занятие. Звездами становятся люди, которые не обладают сверхъестественными талантами, но умеют правильно преподнести себя миру посредством интернета и грамотной стратегии. Достигнутые результаты порой просто шокируют — миллионы последователей, участие в рекламных съемках, успешная жизнь; в общем, все, о чем большинство людей, не заморочившихся построением личного бренда, может только мечтать.




Зачем нужно построение личного бренда в социальных сетях

Почему — личный бренд? Хорошо политикам и звездам эстрады типа Владимира Жириновского или Полины Гагариной, у них личный бренд выстраивается самой жизнью — хотя, конечно, маркетологи стараются взять этот процесс под контроль. Всем остальным, чтобы стать человеком-брендом, придется постараться — определить стратегию развития личного бренда и планомерно воплощать ее в жизнь. Но смысл в этом точно есть.

Во-первых, чтобы больше зарабатывать в своей сфере (да-да, цитируем «Брата»: «Здесь все не всерьез, кроме денег»). Личный бренд поможет привлечь новых клиентов, удержать и напомнить о себе существующим. А больше клиентов — выше доход.

Во-вторых, чтобы донести до окружающих какую-то идею. Пример такого человека-бренда — доктор Комаровский, к которому неоднозначно относятся сами врачи, но зато очень почитают молодые мамы и новоиспеченные бабушки.

Построение личного бренда
В одном только Фейсбуке у него 1,1 миллион подписчиков — убедительно!

В-третьих, чтобы дать толчок развитию бизнеса. Часто стартовать с помощью личного бренда проще, чем с помощью какой-либо другой стратегии. Пример: создательница «Вебсарафана» Таисия Кудашкина, которая сегодня присутствует уже во всех соцсетях, включая ТикТок и YouTube, проводит мастер-школы по продвижению и берет интервью у знаковых российских бизнесменов.

В-четвертых, чтобы не искать работу. Человека с удачно построенным личным брендом работодатели сами найдут в тех же соцсетях; можно даже не иметь резюме и особенно не заниматься своим портфолио. Пример: «богиня лендингов» Надежда Богданова, которая много лет не показывала свое портфолио (да и сейчас не спешит это делать), при этом очередь на разработку прототипов лендингов к ней выстраивается на месяцы вперед.

В-пятых, чтобы закрыть возражения потенциальных клиентов. Человеку, который на виду, доверяют больше — так устроена психология — а если в своем контенте от отвечает на важные для аудитории вопросы, то и вопрос «а почему он?» возникает все реже.

В-шестых, чтобы находить партнеров для своих новых проектов. В проект человека-бренда вписаться желающих будет намного больше, чем в точно такие же по значимости проекты никому не известных Василия, Марии или Петра. А значит, и реализовать свои идеи человеку, построившему личный бренд, будет значительно проще.

Почему — в соцсетях? Потому что это площадки с миллионной аудиторией и минимальным расстоянием между экспертом-строителем личного бренда и людьми, которым нужны его услуги. Именно в соцсетях люди общаются без посредников, здесь можно увидеть и оценить, как эксперт реагирует на вопросы, как работает с хейтерами, как в принципе находит общий язык со своими подписчиками.



Построение личного бренда
А где еще вы вот так запросто пообщаетесь хоть с певцом, хоть с актером, хоть с блогером-миллионником!

По сложившейся традиции самой-самой площадкой для построения личного бренда считается Инстаграм, вероятно из-за того, что в этой сети нет деления на френдов и подписчиков, а число подписчиков не ограничено никакими лимитами.

Предприниматели, маркетологи и другие — кому нужен личный бренд

Общий принцип таков: чем выше конкуренция в нише — тем важнее построение личного бренда. Про политиков и других медийных личностей все ясно и понятно. А вот кому еще особенно важен личный бренд:

Предпринимателям. Марк Цукерберг — это Фейсбук, Илон Маск — это Tesla, Олег Тиньков — это банк Тинькофф, Олег Сирота — это наш ответ вражескому пармезану. Когда личный бренд ассоциируется с бизнесом это плюс и для бренда, и для бизнеса. Например, даже болезнь Олега Тинькова не мешает его банку жить, здравствовать и развиваться.

Маркетологам. Маркетолог без личного бренда — это как сапожник без сапог; обеспечить себе крупных и интересных клиентов без личного бренда не так просто.

Экспертам и помогающим практикам — коучам, психологам, репетиторам, тренерам. Конкуренция в этих сферах зашкаливающая, а уровень доверия где-то средний, а где-то и ниже среднего…

Построение личного бренда
…спасибо инфоцыганам, крепко засевшим в нишах коучинга и психологии

Личный бренд в таких условиях просто незаменим.

Фрилансерам из любой сферы. Как «с помощью доброго слова и пистолета можно добиться больше, чем с помощью просто доброго слова» (афоризм приписывают Аль Капоне), так и с помощью портфолио, опыта и личного бренда можно получить больше, чем располагая только портфолио и опытом.

Построение личного бренда: 6 этапов, с которых все начинается

1 этап. Базовые вопросы

Чтобы разработать стратегию построения личного бренда в социальных сетях нужно для себя четко сформулировать цели, ответив на несколько базовых вопросов:

  • Что я могу дать людям, в какой области я профи?
  • Зачем мне личный бренд, чего я хочу добиться с его помощью?
  • Какой образ должны представлять люди если упоминается мое имя?
  • Чем я отличаюсь (или должен отличаться) от конкурентов?

Это — определяющее, первый этап построения личного бренда, остальное — детали и техники.

2 этап. SWOT-анализ

Вам понадобится составить список своих сильных сторон, особенностей, специфики, чтобы делать на этом акцент. Также SWOT-анализ предполагает, что вы выпишете и свои слабые стороны, чтобы увести их в тень, и, возможно, поработать над тем, чтобы избавиться от собственных слабостей.

3 этап. Определение целевой аудитории/нишевание

Если вы решили строить личный бренд, значит, уже понимаете, кому и чем вы можете быть полезны (см. 1 этап). Пришла пора описать портрет вашей аудитории — ведь ни один человек не может нравиться всем, быть убедительным и значимым для всех. Поэтому вам нужно что-то более конкретное, чем «все женщины, у которых есть трудности в общении». Может быть, это «женщины 25-35 лет, находящиеся на грани развод/в разводе», или «женщины 45+, которым сложно строить отношения с выросшими детьми», или «карьеристки 35-40 лет, которые испытываю сложности в общении с руководством, подозревают, что их недооценивают». От точности портрета целевой аудитории во многом зависит то, как легко пойдет у вас строительство личного бренда в социальных сетях.

4 этап. Уникальное торговое предложение (УТП)

На этом этапе важно сформулировать ту основную мысль, которую вы преимущественно и будете транслировать, занимаясь построением личного бренда. Например, у доктора Комаровского это — естественные, доступные каждому методы закаливания и поддержания здоровья без лекарств, а у «богини» Надежды Богдановой — лендинги с самой высокой конверсией. Для фотографа УТП может быть работа только с черно-белыми фото, для коуча — работа только с женской аудиторией, для SMM-щика — продвижение от А до Я, но только в Инстаграме, и так далее.

Построение личного бренда
Вот пример позиционирования человека-бренда — семейный психолог

5 этап. Tone of voice

До начала активного построения личного бренда важно выбрать собственный tone of voice. Например, у главы агентства «Сделаем» Павла Молянова он очень вольный, местами с обсценной лексикой, но при этом живой, не отталкивающий именно его аудиторию и без претензий на лавры Артемия Лебедева. А у репетитора по русскому языку Наталии Семушкиной — тон экспертный, но теплый и доверительный. Определите, общаетесь вы с аудиторией на «ты» или на «вы», используете сленг и уменьшительно-ласкательные суффиксы или академичны и сдержанны. Нет неправильных решений, главное, чтобы вы выдерживали выбранный тон и не сбивали с толку собственных френдов и подписчиков экспериментами.

6 этап. Оформление аккаунтов в соцсетях

Для построения личного бренда важно оформить аккаунты в соцсетях так, чтобы любой человек, случайно попавший на вашу страницу, за 30 секунд понял, кто вы, про что вы, почему вы круты, и чем можете быть полезны. Например, вы можете почитать нашу статью «Подготовка аккаунта в Instagram к продвижению» — там есть все, что нужно для толковой самопрезентации в соцсети. Хорошо, если все ваши соцсети оформлены в едином стиле, например, вы создаете образ в Инстаграме, а затем масштабируете его на другие соцсети, где присутствуете.

Очень желательно пользоваться еще и «правилом 3 постов» — это значит, что любые ваши 3 последних поста должны давать новому человеку представление о вашей сфере деятельности и компетенциях. Кстати, если вы планируете вести аккаунты в нескольких соцсетях, обязательно зарегистрируйтесь в сервисе отложенного постинга SMMplanner. Там при желании вы сможете легким движением руки настроить кросспостинг на 7 (!) соцсетей, и зарядить публикации на 3 недели вперед. Ведь не всегда у вас будет время ежедневно писать и публиковать новые посты, а SMMplanner эту проблему как раз и решает.

Ну, а дальше — в дело вступают контент-планы, и начинается постоянная работа по построению личного бренда. Это как ремонт — начать необходимо, закончить невозможно. Но если ремонт можно, как минимум, остановить, то с личным брендом такого не получится, это с вами навсегда.

Общие советы по эффективному построению личного бренда

Используйте дополнительные площадки. Это могут быть личный канал в Яндекс.Дзене, видеоблог в YouTube, интервью и комментарии по вашей теме внешним площадкам. Рекомендую зарегистрироваться в сервисе Pressfeed — вы получите доступ к запросам журналистов из сотен СМИ, и сможете выступать как эксперт, что очень полезно для стратегии развития личного бренда.

Построение личного бренда
Вы можете настроить рассылку так, чтобы релевантные вашему опыту запросы приходили прямо на почту

Не пропадайте с радаров. Хотите быть человеком-брендом — проводите прямые эфиры, выпускайте регулярные посты, в Инстаграм обязательно используйте сторис. Если у вас вынужденный перерыв, например, из-за болезни — предупреждайте об этом. Если вы уйдете из информационного поля надолго, то построение личного бренда придется начинать практически с нуля. Вас забудут и заменят — ничего личного, такова жизнь

Будьте полезны. Постить котиков — милое дело, сама очень люблю и часто грешу этим. Но при серьезном отношении к построению личного бренда важно давать подписчикам полезный контент по вашей теме — такой, который покажет, как мощны ваши лапищи велик ваш опыт, какие серьезные задачи вы можете решить, и как элегантно это желаете.

Идите в офлайн. Соцсети — это прекрасно само по себе, но личный бренд предполагает участие в профильных или близкотематических конференциях, хакатонах и прочих активностях в офлайне. Если у вас получится выступить как спикер — отлично, если нет, то станьте как минимум активным участником. Высказывайте свое экспертное мнение, укрепляйте свой профессиональный имидж.

Пишите не только посты. Пишите книги и издавайте их, как поступил, например, человек-бренд Дмитрий Кот — сегодня он не просто копирайтер, а автор нескольких тематических бестселлеров, например, «Инста-грамотные тексты» или «Копирайтинг: как не съесть собаку».

Подборка полезных статей: что почитать перед началом строительства личного бренда в соцсетях

«Сапожник в сапогах» — как соцсети помогают строить личный бренд и продавать свои книги, интервью с SMM-щиком и писателем Александром Постановичем.

«Как увеличить количество подписчиков в Инстаграме» — стратегия быстрого набора аудитории.

«Как прокачать личный бренд в Инстаграме» — почти безотказный рецепт популярности.

Генератор идей — подскажет, о чем писать. В коллекции больше 140 идей постов!

Подводим итоги

Построение личного бренда — тренд последних лет, который, вангую, сохранится надолго. Смотрите на стратегию построения личного бренда в соцсетях не как на утомительную работу, а как на интересный проект, где товар — вы сами, ваша личность. Чем активнее, живее, естественнее вы будете — тем большую профессиональную востребованность себе обеспечите, тем лучше будет складываться ваша карьера. А это и есть то, ради чего все личные бренды и затеваются. Так что вперед, к новым вершинам, подписчикам и доходам — главное решиться и начать.

Статья обновлена. Первая публикация: 7 апреля 2016 года

©



You may also like