Для методиста одна из основных целей обучения — помочь слушателю запомнить информацию и применять новые знания на практике. Чтобы достичь этой цели, важно понимать, почему одну информацию мозг усваивает хорошо, а другая исчезает уже через 5 минут после знакомства с ней.

Коллеги из EdMarket рассказали о самых распространённых причинах, по которым учащиеся курсов забывают, что выучили. А также дали рекомендации, каким образом выстроить онлайн-обучение, чтобы слушатели всё-таки запоминали важное.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило

Редакция Медиа Нетологии

Нет смысла помнить

Память — ограниченный ресурс, и мозг выбирает для запоминания то, что кажется важным и значимым. Поэтому логично, что слушатели курсов запоминают только ту информацию, которая воспринимается как практичная и нужная, с помощью которой они смогут работать эффективнее или зарабатывать больше. К примеру, новый скрипт для беседы с клиентом, позволяющий получить на 20% больше продаж, менеджеры запомнят хорошо, а вот теории восприятия — вряд ли.

Как с этим бороться

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило В самом начале курса подробно рассказывать, зачем слушателям изучать новую информацию и как она им пригодится. Курс должен быть разработан таким образом, чтобы его ценность и актуальность была очевидна сразу. Нужно дать понять учащимся, что они смогут лучше выполнять свою работу, освежив старые или получив новые знания и навыки, познакомившись с последними тенденциями и опытом экспертов.

Говорить об актуальности важно перед каждым новым блоком, новой темой и новым упражнением. При этом перед стартом необходимо помочь учащимся сформулировать цели обучения и сформировать чёткий образ конечного результата. Так методист сможет донести ценность теоретических материалов, практических и домашних заданий, а также активности в комьюнити одногруппников, если курс это предполагает.

Прекрасно, если у студентов построена личная образовательная траектория, но часто слушатели приходят учиться с несколько размытыми представлениями о том, зачем в действительности им всё это нужно. Помощь в целеполагании и декомпозиции целей в связке с теми знаниями и навыками, которые слушатели получат во время обучения, позволит обрести лояльных выпускников.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Не перегружать слушателей лишней информацией. В большинстве случаев легко можно обойтись без истории вопроса или изложения ключевых концепций в той или иной сфере. Лучше сфокусироваться на основных понятиях и инструментах.

Практико-ориентированный курс по ораторскому мастерству совершенно необязательно начинать с перечисления крупнейших ораторов Древней Греции. Лучше включить в программу больше практических упражнений, которые помогут отработать навыки. А копирайтерам гипотетически могут быть интересны вопросы морфологической теории и идеи Московской лингвистической школы Зализняка, но в ежедневной работе им скорее пригодится знание базовых принципов SEO.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Делить информацию на «Нужно знать» и «Приятно знать». При проектировании программы сформулировать минимум, без знаний которого не обойтись. А всё, что находится за его рамками, вынести в дополнительные материалы или отдельные блоки для факультативного изучения. Желающие глубже изучить вопрос заглянут туда, а все остальные будут знать, что обязательно нужно выучить, чтобы достичь цели.

Например, в конце блока по эффективному обучению базового курса Нетологии «Как учиться онлайн» студентам предлагаются ссылки на легендарный материал Coursera Learning how to learn, лекцию «Как научить мозг учиться?» доктора биологических и филологических наук Татьяны Черниговской, а также на несколько книг и статей по теме обучения, запоминания и управления своим временем.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Учитывать потребности слушателей. Изучать целевую аудиторию, выяснять, ради каких результатов люди приходят на обучение, и создавать курсы, которые решают их потребности и помогают достичь цели. Прежде чем включить в программу ту или иную информацию, не забывать отвечать себе на вопрос: «Зачем этот фрагмент в курсе? Помогает ли он достичь цели обучения?»

Основной инструмент изучения ЦА — глубинные интервью, они же кастдевы. С их помощью маркетологи, продюсеры и методисты курса могут выудить важные смыслы для лендингов, текстов, вебинаров и соцсетей. Кастдевы проводят перед запуском курса — чтобы тщательно изучить потенциальных студентов, а также после выпуска первого набора — чтобы узнать, в каких местах следует доработать программу и контент для следующего потока.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Предлагать учащимся контент, который легко использовать на практике. Например, шаблоны, чеклисты, пошаговые алгоритмы — эти форматы позволяют структурировать информацию, сжимать её и предлагать в виде шпаргалки, которой легко пользоваться, когда возникнет потребность в тех или иных знаниях.

Например, один из первых блоков курса «Основы эффективной коммуникации» в Нетологии завершается чеклистом с правилами подготовки к переговорам. Таким образом студенты могут резюмировать только что полученные знания.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило
Фрагмент чеклиста по подготовке к переговорам

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Связывать информацию с повседневностью слушателей. Кейсы, примеры, характеры персонажей, упражнения — чем больше курс будет связан с типовыми ситуациями из жизни учащихся, тем лучше. Реальные сценарии обеспечат учащимся контекст, который позволит опереться на прежний опыт и уже имеющиеся знания. Благодаря этому новое прочнее будет связано с уже осмысленным и усвоенным.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило
Слайд из презентации к занятию «Трудоголизм и бережное распределение сил» из бонусного блока курса «Тайм-менеджмент». Некоторые из учащихся наверняка смогут войти в положение Паши, а эксперт вместе с ними разберёт эту историю и варианты развития событий

Информация не вызывает эмоций

Даже полезную и важную информацию нелегко усвоить, если она скучна. Мозг легко запоминает то, что вызывает эмоции. Удивительный факт или смешная история запомнятся лучше, чем статистические данные.

Как с этим бороться

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Создавать многоформатный контент. Делать контент курса важно разнообразным: добавлять видеоролики, тексты, подкасты, тесты, задания в группах и прочее. Во-первых, это позволяет сделать контент комфортным для учащихся с разным типом восприятия — аудиалов, визуалов, вербалов. Во-вторых, когда стимул воздействует на несколько органов чувств, резонирует с глубоко укоренившейся эмоцией или создаёт сильное чувство, мозг воспринимает объект или идею как важные.

Например, один из наших экспертов сталкивался с таким кейсом: сетевая компания мобильной связи решила обучить сотрудников кыргызскому языку. Для этого разработали классический слайдовый интерактивный курс. Но аудитория не хотела вникать в грамматические конструкции. Тогда методисты поменяли формат, сделав караоке-курс. Учить язык, напевая на нём песни, для этих учащихся оказалось эффективнее.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Придумывать яркие заголовки и подзаголовки. Статья или книга с броским названием обычно привлекают больше внимания читателей. Если позволяет tone of voice проекта, этот приём можно использовать и в онлайн-обучении. «Кликабельными», интригующими и занимательными можно попробовать сделать названия и самого курса, и тем внутри него.

Например, выпускница EdMarket Татьяна Кузьмицкая запустила проект «Жизнь на крючке по правилам и без». За возбуждающим любопытство названием крылся курс для хендмейд-мастеров, главным экспертом которого была известная в рукодельных кругах мастерица по вязанию крючком.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Использовать в контенте курса метафоры и элементы сторителлинга. Иногда стоит упаковать полезную информацию в занимательный рассказ, чтобы слушатели лучше её запомнили. Для этого необязательно устраивать симпозиум сценаристов, можно просто договориться с экспертом курса, чтобы он смелее делился историями из своего профессионального опыта. Этот приём будет особенно эффективен, если эксперт — харизматичный и самоироничный.



В нашей практике есть очень интересный пример использования сторителлинга, упакованного в формат квеста, а точнее методического инфографического квеста на логику мышления и внимательность. Его проходят студенты четырёх курсов: начинающие методисты и уровня PRO, методические директора и менеджеры по обучению и развитию.

Учащийся выбирает карточку с вариантом ответа и нажимает на неё, после чего переходит к следующему листу. Просто пролистать страницы не поможет, они специально расставлены вразнобой, чтобы не было соблазна забежать вперёд. Неправильных ответов нет — это задание для погружения в контекст и разбора нюансов метрик.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило
Старт методического квеста Нетологии

Студентам предлагают историю, а они должны принять решение по поводу следующего шага. В зависимости от их выбора история меняется. Это позволяет отработать реальную неприятную ситуацию в безопасной среде и увидеть возможные решения.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило
Один из этапов методического квеста Нетологии

Метафоры же хорошо заходят в промомероприятиях. Например, однажды мы раскрывали образы методолога и методиста через знакомые более широкой аудитории профессии: композитор — исполнитель, дизайнер — модельер. Это позволило нам показать разницу между тесно связанными друг с другом специалистами. Потому что до сих пор не все знают, кто же разрабатывает онлайн-курс — методист, методолог или педагогический дизайнер.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило
Наглядный пример с использованием метафор, который помогает понять разницу между методистом и методологом

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Выделять то, что важно запомнить. С помощью выразительной иллюстрации, смешного видео, связанного с темой, крупного шрифта. Человеческий мозг очень любит организованность. Чем чётче организован материал, тем лучше он усваивается, как следствие, лучше запоминается.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило
Слайд из презентации к занятию «Трудоголизм и бережное распределение сил» из бонусного блока на курсе «Тайм-менеджмент». Графическое оформление с использованием иконок и списков хорошо организует информацию

Отличный способ группировать ключевые идеи курса, модуля или занятия — создание интеллект-карт, то есть схематичных изображений, фиксирующих ключевой объект, его составные части и связи между ними. Такие карты, кстати, можно собирать вместе с учащимися на онлайн-доске. Также с их помощью удобно делать конспекты.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило
Фрагмент конспекта TED-выступления эксперта по звуку Джулиана Трежера «Как говорить, чтобы вас слушали» в формате интеллект-карты

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Разделять информацию на небольшие отрезки. Лучше всего на фрагменты по 10–15 минут, между которыми стоит делать небольшие перерывы. Это не значит, что каждые 15 минут нужно предлагать учащимся выпить чаю или размяться. В качестве перерыва можно использовать мотивирующий ролик, упражнения, короткий квиз — любые задания, которые позволят переключиться и сменить вид деятельности.

Мы предлагаем делать 10-секундные перерывы на простые действия. Например, на то, чтобы улыбнуться, встать со стула, выпить воды — и обязательно используем для напоминания отдельный слайд. Чтобы студенты серьёзно относились к нашей рекомендации.

Однажды во время вебинара мы предложили слушателем сделать дыхательное упражнение. Оно позволяет переключать симпатическую систему на парасимпатическую, что, в свою очередь, даёт возможность почувствовать себя в безопасности и взять полноценную паузу на отдых.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Курс

Методист онлайн-курсов

Узнать больше

  • Научитесь создавать качественные образовательные продукты
  • Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
  • Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио

Не хватает наглядности

Можно рассказать слушателям, что такое двигатель внутреннего сгорания, а можно положить этот двигатель перед ними и разобрать на детали, чтобы продемонстрировать, как он работает изнутри и какие из этих деталей на каком этапе работы задействованы. Во втором случае слушатели запомнят куда больше: информация «как это работает?» будет восприниматься как более практичная, чем «что это такое?».

Как с этим бороться

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Приводить примеры. Да, снова — ещё и ещё. С их помощью легче запомнить, как работает та или иная система. Сильные образы глубоко трогают нас, особенно если мы можем соотнести их с личным опытом. Когда учащиеся видят в материале себя, они проявляют к нему больше интереса и оценивают его для себя как актуальный.

Особенно важны примеры для иллюстрирования сложного образовательного контента на многоступенчатом курсе ДПО. В состоящем из нескольких модулей и продолжающимся несколько месяцев обучении сложнее удерживать внимание и концентрацию. Изображая знакомых персонажей, с которыми учащиеся могут взаимодействовать на работе или в повседневной жизни, а также делая разбор проблем, с которыми они могут часто сталкиваться, методисту удастся выстроить более прочный мост между знакомством с информацией и её усвоением.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Делать акцент на практике и кейсах. Конечно, существует много курсов, программа которых содержит только теорию — позволяющую, например, просто структурировать имеющиеся знания. Однако в практико-ориентированных проектах достичь результатов обучения без практики невозможно. Поэтому наличие упражнений и домашних заданий позволит учащимся эффективнее освоить навыки и разобраться, как применять знания на практике.

Выполнение заданий — разбор кейсов, прохождение тестов с вопросами, у которых несколько вариантов ответов, и тому подобное — позволит избежать механического заучивания. Мозгу нужна встряска, а зубрёжка убаюкивает его. ​​Нужно создавать контент, который способствует лучшему пониманию предмета, более глубокой обработке новых знаний.

Например, при корпоративном обучении правилам безопасности на рабочем месте недостаточно просто перечислить эти правила и дать их прочесть. Сотрудники запомнят информацию куда лучше, если предложить им несколько ситуаций и попросить выбрать наиболее безопасное поведение в том или ином случае.

Мозг убирает на дальнюю полку то, к чему долго не обращается

Если человек не работает математиком, вряд ли он во взрослом возрасте вспомнит доказательство теоремы Пифагора или как и зачем рассчитываются синус, косинус и тангенс угла. Всё дело в том, что мозг забывает ту информацию, к которой не обращается достаточно долго. Без регулярных повторений знания быстро оказываются в корзине «бесполезно», и восстановить в памяти их сложно.

Как с этим бороться

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Включать в каждый урок саммари. С основными идеями из занятия, которые стоит запомнить. Саммари представляет собой лаконичное, передающее самые ключевые мысли изложение объёмного материала. Суть темы модуля или занятия излагается в нескольких предложениях, часто в формате списка. Причём презентовать учащимся саммари можно как в конце занятия — чтобы зафиксировать изученное, так и в начале — чтобы показать условный план сегодняшнего материала, главные его тезисы.

Кстати, хороший способ оформить саммари — те же интеллект-карты. Вот пример схемы по теме создания структуры урока, модуля и курса, которую выполнила наша преподавательница.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Возвращаться к ранее изученному. Это можно делать в начале занятия, вспомнив темы, о которых говорили на прошлом. Или предложив небольшой тест, чтобы освежить знания по предыдущему модулю. Такой приём упрощает связь нового материала с усвоенным. Или, если информация из предыдущего занятия ещё не усвоилась, закрепить её.

Так, на курсе «Методист онлайн-курсов PRO» есть отдельный модуль по проектированию практики, и с помощью простого вопроса с вариантами ответов мы проверяем, что студенты запомнили из предыдущего занятия.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило

И следом даём правильные ответы.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило

Интересно, что студенты, которые выполняют это задание, прошли общий модуль с методистами, у которых нет приставки PRO. И там тоже было занятие на подбор практики. Оказалось, что более опытные специалисты тоже допускают ошибки. С помощью вопроса мы напомнили и аккумулировали информацию из прошлого — практика + образовательная среда — и дали немного новой. Если бы не сделали этого, разобраться в проектировании и сборке практики в сервисе было бы сложнее.

Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило Проводить регулярные групповые дискуссии. Обсуждая наиболее острые вопросы по теме курса и устраивая мозговые штурмы. Общение в группе призвано запустить процесс рефлексии, которая перемещает информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для студентов это отличная возможность научиться обращаться с новыми знаниями и навыками. Также дискуссии позволят прояснить сомнения и избавиться от неверного понимания предмета.

Хороший дискуссионный приём при обучении — мастермайнд. Это групповой формат работы, где участники помогают друг другу в достижении личных целей с помощью обмена идеями и опытом, а также поддержкой и свежим взглядом. В обучении это обычно серия регулярных встреч, связанных с реальными учебными задачами. При этом один из главных принципов мастермайнда — активное участие, то есть студенты изначально понимают, что будут не только слушать других, но и вслух формулировать собственные запросы, делиться мыслями и наблюдениями о чужих кейсах.

Резюмируем

Для запоминания студенту важно:

  • осознавать, для чего он изучает новую информацию и осваивает новые навыки, чем они будут ему полезны в работе и повседневной жизни;
  • чувствовать связь с контентом — легко воспринимать его форматы, вовлекаться в повествование, на всех этапах сохранять любопытство, идентифицировать главное;
  • получать наглядные примеры, видеть себя в предложенных кейсах и применять новые знания на практике — всё это позволяет связывать новое с личным, уже усвоенным опытом;
  • систематизировать и повторять новые знания, а также рефлексировать их в группе — в конце занятия, модуля и всего курса.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

The post Почему студенты забывают изученное — и как обучать онлайн, чтобы этого не происходило first appeared on Медиа Нетологии.

Источник: блог образовательного портала Нетология. Узнать об обучении >>

©