Работа на первом курсе университета. Задача объединить в одной композиции три условия: фактура, отверстия, мелкие легкие элементы.

Многие свои навыки, которыми я пользуюсь изо дня в день, я принимаю как данность, потому что никогда не задумывалась о их развитии. На многие из них я уже потратила свои 10 000 часов благодаря долгой и трудоемкой учебе, поэтому развиваю их уже интуитивно. Все эти мысли мне пришли после того, как я приехала домой и нашла свои университетские работы.

Сейчас я говорю о творческом мышлении, его гибкости и креативности в какой бы то ни было форме.

Эти навыки позволяют смотреть на многие ситуации и задачи более широко, это касается не только творчества напрямую, но и в целом подхода и взгляда на жизненные обстоятельства, стратегическое развитие и планирование. Это давно доказано нейробиологией и обусловлено тем, что (цитата) — “ творческий мозг способен одновременно взаимодействовать с сетями нейронов, находящихся в различных местах, и которые обычно не работают вместе”. Тут нет речи о разных полушариях мозга, ведь (опять цитата) — “мозг слишком сложное устройство, которое до сих пор до конца не изучено. Действительно, в разные моменты нашей жизни активируются разные части мозга. Но это отнюдь не левая и правая сторона. Ученые выяснили, что теория о том, что одно полушарие отвечает за логику и рационализм, а другое за креативность и творчество — это заблуждение.”

Однако, это не научно-популярная статья. В общем, я рада, что у меня эти навыки натренированы и помогают мне в профессии. Однако без регулярного апгрейда и планомерного развития не обойтись. Поэтому я стараюсь изучать новые источники, методы и закреплять то, что имею.

Я тщательно проанализировала методы обучения, чтобы понимать, как именно образование заложило мне эти азы. Я училась в архитектурном университете и обучение там отличается от обучение во многих других вузах ввиду своей специфики.

Итак, что мы имеем.

Пункт первый 1. Творчество напрямую связано с моторикой.

Считается, что изрядное большинство творческих людей это люди с левой ведущей рукой, потому что они больше взаимодействуют с обеими руками, нежели правши, потому что они в свою очередь зачастую делают упор только на правую руку. Так устроен человек. Узнайте у любой девушки, которая хоть раз делала сама себе маникюр: левая рука — страдание. Первые два курса у нас были плотно связаны с прикладным творчеством. Мы много клеили макеты, рисовали (более корректно — писали) различными техниками, чертили и вырезали. Практически все предметы нужно было выполнять вручную. Цифровизация случилась только на третьем курсе. До этого мы все ходили с изрезанными руками и с краской на одежде.



Пункт 2. Нестандартное поведение в рамках привычного.

Наши экзамены отличались от экзаменов на соседних факультетах. Экзамен проходил так: мы приходили с канцелярскими ножами, клеем, красками и бумагой, иногда что-то из материалов уже было в экзаменационном кабинете. Тянули билет и нам давалось 4 часа на то, что бы сделать… подделку. Это рушило все стереотипы о том, как проходят экзамены. Мы не зубрили билеты, которые забывали на следующий день (однако и такие экзамены были), все решали лишь навыки, которые нельзя было купить, списать или подделать, как бы ты не пытался. Ты либо научился, либо нет, либо прикладывал усилия и получил результат, продеманстрировав свои умения, либо нет. Иногда не хватало 4 часов и мы забирали экзамен домой, просидев над ним всю ночь, но даже так невозможно было подделать свои работы, ведь результат — это то, что ты делал и чему учился на протяжении всего семестра, а не за одну ночь. В первую очередь, это важный жизненный опыт, а потом уже рассуждения о креативности.

Пункт 3. Знания.

Архитектура это не только про чертежи. Это про сооружения, которые отражают ход истории — архитектура несет в себе политику, экономику, отражает социальное положение и философию времени, в котором строились объекты. А так же уровень развития человека, его ценности, культура и религия, к которой он принадлежал. Знания в этой сфере нужны просто титанические. У нас было много разнообразных предметов, которые казалось бы не связаны с архитектурой напрямую (вроде предмета “православие”, это не шутка). Такое разнообразие знаний формировало кругозор.

Творчество — это интеллект.

Важно быть эрудированным, интересоваться даже теми сферами, которые кажутся вам бесполезными и якобы не касаются вашей профессии, зачастую в них кроется множество идей и понимания идей других дизайнеров, что тоже очень важно. Особенно сфера технологий, поверьте, вы будете приятно удивлены насколько это творческая среда.

Пункт 4. Брейншторм.

Генерировать идеи сложно. Очень. Особенно сложно, когда у тебя есть дедлайн. И последствия от не сгенерированного.

У нас был невероятно, казалось бы, скучный предмет. Честно, я даже не вспомню, как он назывался, но воспоминания о нем остались крайне яркие. В последствии этот предмет стал моим любимым. Задания были типа следующего: “Придумать идею для будущего и в зависимости от нее, продумать инфроструктуру, эргономику и в целом новые условия жизни”, то есть если за основу брать самое банальное — летающие машины, то нужно было предусмотреть условия того, как они будут парковаться на крышах, в какой одежде будут люди (скорее всего, девушки не будут ходить в юбках) и тому подобное. Или стены, через которые можно ходить — как защищать личное пространство и так далее. Фантазия короче, невероятная. Самое интересное это развитие мысли и то, как все заинтересованные принимают участие в процессе. Мы доходили просто до невообразимо масштабов как оно могло бы быть.

Есть похожие упражнения: взять предмет и расписать максимально возможные и не возможные варианты, что можно сделать с этим предметом. Такое же есть в риторике — полчаса говорить только об этом предмете, расписывая возможности и все такое.

Пункт 5. Люди.

Как же долго и сложно принимается тот факт, что зачастую именно окружение формирует наши взгляды и в какой-то мере мышление. Я сама долго отрицала это и верила в силу обособленности. Однако сейчас я четко осознаю, что комьюнити и ваше окружение действительно определяет многое в нашем видении мира и направлении нашего пути.

Преподаватели, учащиеся и все, кто был задействован в моем обучении — это многосторонние, творческие, по своему уникальные и интереснейшие люди, с неповторимым жизненным опытом. Ну почему я поняла это не сразу? Вспоминая личные рассказы преподавателей, о их жизни, путешествиях, работе, слушая их мнения и материал, которые они подготавливали для нас — все это было отражением их взглядов на мир. Многие истории я до сих пор вспоминаю и даже пересказываю друзьям, это же был уникальный опыт из первых уст, где я еще такое услышу?

Важный момент в том, что нашему мозгу для нестандартного мышления просто необходим жизненным опыт и не только свой. Мозг должен знать, как оно может быть, он должен перенимать опыт и не только позитивный, но и негативный тоже. Именно поэтому важно двигаться, общаться, узнавать новое и делиться своей жизнью. А мы живем в удивительное для этого время.

Обучение в университете дало мне очень многое — навыки, знания, коммуникации, подарило профессию, мышление и бесценный опыт. Подводя итог, хочу отметить, что в формировании творческого мышления принимает участие не только перечисленные пункты — здесь и в любых других источниках, но и банально каждодневный досуг, походы куда либо, чтение, путешествие, общение и даже просмотр фильма.

Спасибо, что уделили время ❤

Мой телеграмм-канал, где я рассказываю о продуктовом дизайне, работе в ИТ и своем опыте 👇

https://t.me/productinshop


Основы креативного мышления. was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.

©



You may also like