Что нужно, чтобы запустить подкаст? Редактор для бизнеса Ольга Мокшина знает ответ, ведь она не так давно начала делать подкаст о фрилансе «Правочки». Из пошагового руководства Ольги вы узнаете, какие этапы нужно будет пройти и сколько на это понадобится денег. Примерное время на прочтение — 13 минут.


Привет. Меня зовут Ольга Мокшина, я редактор для бизнеса и выпускаю «Правочки» — подкаст о фрилансе для фрилансеров. Всё делаю сама, от записи звука до монтажа и дистрибуции.

В этой статье пошагово расскажу, что нужно для запуска собственного подкаста. Вы узнаете, как определиться с концепцией, названием и обложкой, записать хороший звук за 0 рублей, смонтировать подкаст и распространить по платформам. Итак, поехали.

Концепция подкаста

Название и описание

Обложка

Запись звука

Музыкальное оформление

Монтаж подкаста

Дистрибуция

Заключение

Концепция подкаста

Любой подкаст начинается с концепции: вам нужно определиться с идеей, выбрать формат, продолжительность и периодичность выпусков.

Тема — то, чему посвящён ваш подкаст. Проще всего взять тему, в которой вы хорошо разбираетесь или очень хотите разобраться. Если подкаст нужен вам для продвижения бизнеса, то логично, что тема будет с ним перекликаться.   

После выбора темы проведите исследование — посмотрите, какие схожие подкасты уже есть на рынке. Это поможет вам отстроиться от конкурентов. Например, вы выяснили, что подкаст о моде уже есть, но в формате часовых интервью. Значит, можно запустить аудиошоу с короткими монологами.     

Формат — жанр подкаста, от него зависит, как вы строите повествование. Основные форматы: 

  • Интервью — вы разговариваете с гостем на заданную тему. Один из самых простых в производстве форматов, но в последнее время их слишком много.
  • Монолог — подкаст, в котором вы в одиночку рассуждаете на определённую тему.
  • Ток-шоу — вы приглашаете несколько гостей и беседуете с ними. 
  • Нарратив — подкаст, в которым вы рассказываете историю. Возможно два варианта: один выпуск — одна история или сквозное повествование на несколько эпизодов. Нарративных подкастов на рынке немного, поскольку это сложный в производстве формат — нужно выстраивать логику повествования так, чтобы людям было интересно.  
  • Гибрид — формат, сочетающий элементы разных жанров. Подкаст «Правочки» — как раз гибрид: иногда я пишу короткие монологи, а иногда — вставляю в выпуски прямую речь гостей. 

В последнее время на рынке появляются нестандартные подкасты. Например, приложение для знакомств Badoo совместно со студией Толк выпускает «По уши» — реалити-шоу в аудиоформате. Если хотите сделать нестандартный подкаст, не бойтесь экспериментировать — можно брать жанры телешоу и адаптировать их под себя.

Продолжительность выпуска — то, как долго длится один эпизод. В целом, любой контент со временем идёт по пути упрощения: мы уже пришли от часовых интервью на Ютьюб к 15-секундным ТикТок-роликам. 

Подкасты не исключения — сегодня, как мне кажется, оптимальная продолжительность одного выпуска — 15-20 минут. Выпуски «Правочек» я вообще пишу по 8-12 минут, поскольку считаю, что короткие эпизоды слушают охотнее.   

Периодичность выпуска — то, как часто будут выходят новые выпуски подкаста: каждый день, раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц. 

Для продвижения лучше выпускать новые эпизоды хотя бы еженедельно — так слушатели не успеют о вас забыть. Но для меня важно не делать подкаст в ущерб работе, личной жизни и другим делам. Поэтому выпускаю подкаст раз в две недели.

Лучше сразу выбрать день недели, в который будут выходить новые эпизоды — у меня это вторник.  

Название и описание

От названия подкаста зависит, поймут ли люди, о чём ваш подкаст, и захотят ли послушать. 

На мой взгляд, самый простой способ придумать удачное название — найти фразы, которые у людей ассоциируются с определённой темой, и покрутить названия на их основе. При этом важно, чтобы название было коротким (максимум — два-три слова) и уникальным, то есть не ассоциироваться с другими подкастами.

Примеры удачных названий:

  • «В предыдущих сериях» — подкаст о кино.
  • «К тебе или ко мне?» — подкаст о сексе.
  • «Потом доделаю» — подкаст о продуктивности.
  • «Пристегните ремни» — подкаст об авиации.  

Когда я выбирала название для своего подкаста, то спросила себя: что больше всего триггерит фрилансеров? Конечно же, правки от заказчиков! Сначала я хотела назвать подкаст «Немного правочек», но затем вспомнила о правилах нейминга — согласно им, хорошее название удобно склонять по падежам и естественным образом встраивать в речь. Так название сократилось до «Правочек».

Уже после первых выпусков стало понятно, что с названием я угадала. Люди, послушавшие выпуски, писали в соцсетях: «Единственные годные “Правочки”» или «Вот такие “Правочки” мне нравятся». Очевидно, название зашло у аудитории.

Помимо названия, вам потребуется описание — одно предложение, отражающее суть подкаста. Платформы могут обрезать слишком длинные описания, так что чем короче — тем лучше. Я пока в описании указала «Подкаст о фрилансе», но в дальнейшем, возможно, покручу варианты.    

Обложка

Обложка — первое, что видят люди на подкаст-платформах. Так что важно, чтобы обложка привлекала внимание и отражала суть подкаста. Вот несколько примеров удачных и неудачных обложек.

oblozhka-podkasta

На неудачных обложках загадочные картинки или куча надписей, которые никто никогда не прочитает. Из удачных легко понять тему подкаста

Простой способ сделать хорошую обложку — обратиться к иллюстратору. Я нашла специалиста в базе Подкастологии, за обложку заплатила 3000 рублей.

Перед тем как писать иллюстратору, составила ТЗ:



  • Рассказала о подкасте: как он называется, на кого рассчитан, о чём планирую говорить в первых эпизодах. 
  • Сформулировала требования к обложке — я хотела, чтобы иллюстратор придумал небанальную метафору, отражающую суть подкаста, и использовал яркие цвета.
  • Прикрепила референсы — обложки подкастов, которые мне кажутся классными. По каждой расписала, что именно мне нравится.

Чтобы определиться с метафорой, иллюстратор прислала пять черновых эскизов. Я выбрала понравившийся вариант, мы покрутили разные цвета и получили яркую и лаконичную обложку — мне очень нравится.  

Запись звука

Если вы никогда раньше не работали со звуком, то нет смысла сразу покупать дорогое оборудование. Хороший звук можно получить за 0 рублей, используя диктофон на смартфоне и… толстый носок — именно так записаны все выпуски «Правочек».   

На Андроид я использую диктофон Smart Recorder. Всё выглядит так: ставлю телефон на беззвучный режим, включаю запись, надеваю носок и креплю телефон на стойку для видео. На самом деле, стойку тоже можно не покупать — вместо неё подойдёт высокий бокал или стопка книг. 

kak-zapisat-podkast

Оптимальное расстояние между микрофоном и ртом — примерно с ладонь. Так вас будет хорошо слышно, но на запись не попадут вдохи и выдохи

Если вы удалённо записываете интервью с гостем, то смартфон с носком нужен для каждого — так вы получите две звуковые дорожки, а затем сведёте их на монтаже.

Я делаю так: созваниваюсь с гостем через Зум на ноутбуке, а звук пишу на телефон. При этом и я, и гость всё время в наушниках — это нужно, чтобы каждый записал только свой голос. Ещё перед началом интервью мы хлопаем в ладоши — благодаря этому на монтаже есть большие пики: ориентируясь на них, проще правильно свести две дорожки.

Что ещё нужно знать о записи звука:

  • Важно, чтобы в квартире было тихо: попросите домашних не беспокоить вас, уведите животных в другую комнату.
  • Если периодически появляется громкие звуки, например, сверлят соседи — запись лучше отложить.
  • В начале подкаста нужно записать 20-30 секунд тишины — этот отрывок потребуется для чистки шумов во время монтажа.
  • Перед записью можно поделать упражнения для развития дикции и почитать скороговорки. Это правда помогает — у меня в жизни дикция хуже, чем в подкасте.
  • Если вы пишете монолог, то проще наговорить текст начисто, чем потом монтировать.     

Музыкальное оформление

Подкасту нужно музыкальное оформление: джингл и перебивки. Джингл — музыкальный отрывок в начале и в конце подкаста. Перебивки — небольшие отрезки, которые делят ваш подкаст на логические части.

Джингл и перебивки — обязательный минимум, который нужен каждому подкасту. При желании можно сделать и сложный саунд-дизайн — это когда музыку и звуки используют на протяжении всего подкаста, они создают атмосферу и усиливают эмоции. 

Мне нравятся подкасты со сложным саунд-дизайном, но для этого нужен звукорежиссёр. Я не готова вкладывать в подкаст много денег, так что пока выбрала одну композицию, нарезала джингл и перебивки и использую в каждом выпуске.  

Звуки и музыку можно найти на бесплатных и платных площадках. Важно внимательно читать лицензионные требования: на одних платформах музыка и звуки бесплатные, на вторых — за всё нужно платить, на третьих — указывать источник музыки в описании подкаста. 

Вот где можно поискать звуки и музыку:

  • Zapsplat;
  • Envato Elements;
  • Freesound;
  • Soundsnap;
  • A sound effect.

Монтаж подкаста

Подкаст мало записать, его нужно смонтировать — убрать фоновый шум, вырезать все «ээээ, нуууу…», отрегулировать громкость, добавить джингл и перебивки. То есть превратить аудиодорожку в готовый к прослушиванию выпуск.

Для монтажа есть специальные программы, самые популярные — Reaper, Adobe Audition, Audacity. Я использую Reaper: у него месяц — бесплатный тестовый период, затем можно купить пожизненную лицензию за 60$. Для сравнения, стоимость Adobe Audition — 1 600 рублей в месяц. 

При этом в Reaper есть все функции, которые вам могут понадобиться. И на мой взгляд, программа не очень сложная — за пару вечеров я разобралась в ней по инструкциям с Ютьюба.

Скажу сразу: монтаж — очень нудное и скучное занятие. Самое ужасное, что время на него практически не сокращается по мере освоения программы. Даже у профессиональных монтажёров на часовой выпуск уходит 8-10 часов.

Первые два выпуска «Правочек» я делала в формате 10-минутных монологов. Старалась сразу наговаривать текст чисто, так что на монтаж уходило по два часа. Но потом я записала выпуск с гостем: получилась живая речь, которую требовалось серьёзно резать, на монтаж ушло около 15 часов.

В общем, если у вас есть возможность, то монтаж лучше сразу делегировать профессионалу. В среднем по рынку обработка часовой записи стоит 3 000 рублей. Специалиста можно найти в базе Подкастологии или на Kwork.

montazh-podkasta

Монтажный стол в Reaper с эпизодом «Правочек», на монтаж которого я потратила около 15 часов

Дистрибуция

Если вы снимаете горизонтальное видео, то ролики загружаете только на Ютьюб. С подкастом так не получится — нет единой платформы, которой пользуются большинство слушателей. Чтобы охватить максимум аудитории, выпуски загружают на Apple Podcasts, Яндекс.Музыку, Google Podcasts, Castbox, ВКонтакте.   

На платформы выпуски нельзя загружать напрямую, это делают через хостинг — специальный сервис для подкастинга. На хостинг вы добавляете выпуски с описанием и обложкой, а дальше с помощью RSS-feed (специальный xml-файл, для вас выглядит как ссылка) они распространяются по платформам.

podkast-platformy

Обычно найти ссылку на RSS-feed несложно: хостинги пишут, где она находится

Популярные хостинги: Anchor, Libsyn, SoundCloud, Podster. Я использую бесплатный хостинг Mave и не пробовала другие, так что советов по выбору дать не могу.

Чтобы связать хостинг с платформой, нужно добавить RSS-feed своего подкаста. На большинстве площадок этот процесс устроен одинаково: вы регистрируетесь, указываете название подкаста и ссылку на RSS-feed хостинга. Так, например, добавляют выпуски в Apple Podcasts, Google Podcasts и Castbox. Есть исключения: чтобы разместить подкаст на Яндекс.Музыке, нужно заполнить форму на сайте, а во ВКонтакте — написать боту.    

Одобрение подкаста может занять от нескольких часов до нескольких дней — как повезёт. Например, в Яндекс.Музыке «Правочки» одобрили в тот же день, в Apple Podcasts — спустя три-четыре дня, в Google Podcasts — через неделю. 

Обязательно учитывайте этот момент, если вам важно запуститься к определённой дате. Оптимальный вариант — за пару недель до запуска загрузить 1-2 минутный трейлер. Тогда первый эпизод получится без проблем добавить в нужный день.

Заключение

На первый взгляд, с подкастом много технической возни: нужно разобраться с записью звука, хостингом, изучить монтаж или найти подходящего специалиста. Но всё это нужно сделать только один раз, а потом — получать удовольствие от процесса. Лично для меня подкастинг — чистое творчество, надеюсь, вам тоже понравится.  

Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.
Ольга Мокшина, редактор для бизнеса и автор подкаста «Правочки»
Сайт подкаста
Инстаграм

 

 

 

Запись Как запустить подкаст без ведущего и монтажёра: пошаговая инструкция  впервые появилась Маркетинг c азов.

©