Елена Иващук
Провела A/B-тест в Google Optimize

Google Optimize, или Google Оптимизация — инструмент, который помогает улучшать сайты и увеличивать их конверсию.

В Google Оптимизации вы можете:

  • проводить А/Б-тесты любых элементов сайта (например, выяснить, влияет ли цвет или размер кнопки на количество заявок);
  • сравнивать эффективность двух разных страниц (например, определить, какой лендинг приносит больше заявок: длинный или короткий);
  • персонализировать лендинг под конкретную аудиторию (например, добавить информацию об акции для посетителей из соцсетей).

Важно, что все эти задачи маркетологи и предприниматели могут решить самостоятельно. Не нужно привлекать разработчиков и менять код сайта. А самое приятное — для проведения экспериментов вполне достаточно бесплатной версии сервиса.

Как настроить A/Б-тест в Google Оптимизации

Покажу на примере, как настроить А/Б-тест в Google Optimize.

Чтобы использовать сервис, вам потребуется:

  • аккаунт в Google;
  • доступ к коду сайта или в Google Tag Manager;
  • установленный на сайте счетчик Google Analytics;
  • гипотеза для теста (например, вырастут ли регистрации, если заменить баннер на первом экране).

Когда все будет готово, можно переходить к настройке A/Б-теста.

Шаг 1

Выберите нужный проект оптимизации 

Зайдите на страницу Google Optimize и кликните на кнопку «Start for free».

Рекомендую работать в сервисе через браузер Google Chrome, так как при настройке эксперимента используется расширение для этого браузера.

Сервис использует общий аккаунт с Google Analytics, поэтому мне даже не пришлось регистрироваться. Если аккаунта у вас пока нет, следуйте указаниями и пройдите простой процесс регистрации.

В личном кабинете сервиса кликните на кнопку «Начать».

Как создать эксперимент в сервисе Google Optimize

В открывшемся меню заполните поле с названием эксперимента, добавьте адрес сайта, который собираетесь протестировать, выберите «Эксперимент А/Б» и нажмите на кнопку «Создать».

Выбираем нужный эксперимент в сервисе Google Optimize

В Гугл Оптимизации также доступны другие проекты:

  • Многовариантный эксперимент. Помогает найти наиболее эффективное сочетание измененных элементов. Например, меняем цвет кнопки и ее размер (можно добавлять несколько вариантов). Во время эксперимента посетителям будут показаны все возможные сочетания созданных нами цветов и размеров кнопки.
  • Эксперимент с переадресацией. Подойдет, когда нужно понять, какая страница работает лучше. Например, создаем длинный и короткий лендинг и проверяем, какой из них дает больше заявок.
  • Персонализация. Полезно, когда нужно сделать особое предложение определенной аудитории. Например, добавить условия акции для посетителей из рекламы, а для остальных показывать страницу без изменений.
  • Шаблон баннера. Сервис добавляет в верхнюю часть страниц сайта баннер с важной информацией. На таких баннерах обычно размещают сведения о значимых изменениях в работе компании или сервиса. Как и в персонализации, баннер можно настроить на определенную аудиторию.
Пример баннера

Шаг 2

Создайте варианты страниц для теста

Выбрав нужный вид проекта, вы попадете на страницу с настройками эксперимента. В верхней части страницы будет показан весь процесс настройки теста по шагам.

Настройка A/Б-теста в Google Optimize

Галочкой отмечены шаги, которые уже выполнены

Для начала кликните на кнопку «Добавить вариант», чтобы внести изменения на страницу согласно сформулированной гипотезе.

Назовите вариант так, чтобы было понятно, что вы в нем хотите изменить. Нажмите на кнопку «Готово».

Создание вариантов страницы в Google Optimize

По умолчанию трафик между вариантами распределяется поровну. Но при желании вы можете вручную установить любое соотношение, кликнув на процентах рядом с вариантом.

Создание вариантов страницы в Google Optimize

Почти на каждом шаге настройки сервис дает ссылки на справку с подсказками

Кликните на кнопку «Изменить» рядом с созданным вариантом, чтобы  скорректировать его для эксперимента. После клика сервис предложит установить расширение Google Optimize, с помощью которого вы и будете менять внешний вид сайта.

Расширение позволяет изменить страницу полностью. Можно удалять любые элементы, менять шрифты, цвета, картинки. Можно даже изменить или вставить свой HTML, если вы в этом разбираетесь.

Изменение страницы с помощью расширения Google Optimize

Изначальный вариант главной страницы интернет-магазина цветов

Для примера я поменяю главную страницу интернет-магазина цветов. Как видно, на оригинальной странице значительную часть экрана занимает шапка, меню и текст с преимуществами.

Предположим, что человек с большей вероятностью задержится на сайте и приобретет букет, если сразу увидит, какие варианты мы предлагаем, не отвлекаясь ни на что другое. Поэтому для теста мы уменьшим высоту меню и уберем весь лишний текст (его можно перенести ниже на страницу). Кликнем на кнопку «Сохранить», а затем на кнопку «Готово».



Изменение страницы с помощью расширения Google Optimize

Теперь на первом же экране большинство посетителей увидит ту информацию, за которой они и пришли на сайт, — варианты букетов с ценами

После сохранения варианта в настройках теста отобразится количество внесенных изменений.

Количество внесенных изменений в один из вариантов страницы в Google Optimize

Шаг 3

Выберите нужные страницы и аудиторию для эксперимента

В следующем разделе настроек можно указать таргетинг на страницы, если вы хотите запустить тест только на конкретных страницах сайта.

Настройка страниц, на которых будет проводится эксперимент

Переходим к выбору целевой аудитории. Если пропустить этот раздел, тогда под эксперимент попадут все посетители сайта или страницы.

Выбор аудитории для эксперимента

Доступные варианты аудиторий:

  • Аудитории Google Аналитики. Подойдут тем, у кого настроены аудитории в системе аналитики. Этот вариант можно использовать только в платной версии сервиса.
  • Google Реклама. Можно использовать любые сегменты пользователей из настроек Google Рекламы. Например, тех, кто переходит на сайт по определенному ключевому слову.
  • Параметр UTM. Можно протестировать сайт на посетителях с конкретной рекламной кампании или из определенного источника, например, из рассылки.
  • Категория устройства. Полезно, если вы хотите протестировать изменения только в декстопной или мобильной версиях сайта
  • Поведение. Настройте эксперимент для новых или вернувшихся пользователей или для тех, кто посетил конкретные страницы.
  • Геоданные. Выбираем участников эксперимента из конкретных городов и регионов.
  • Технологии. Ориентируемся на пользователей определенных операционных систем, устройств или браузеров.

Шаг 4

Подключите счетчик  Google Аналитики

Нажмите на кнопку «Установить связь с Google Аналитикой».

Настраиваем связь Google Оптимизации с Google Аналитикой

В открывшемся окне подгрузятся все счетчики, которые у вас есть. Выберите нужный аккаунт и отображение.

Выбор нужного счетчика для привязки к эксперименту в Google Оптимизации

Чтобы вы могли добавить нужный счетчик в Оптимизацию, у вас должен быть к нему полный доступ.

Настройка доступа к счетчику в Google Analytics

Полный доступ к Google Analytics

Если система аналитики подключена корректно, на странице настроек появится информация о выбранном представлении.

Настройка связи с Google Analytics

Шаг 5

Выберите цели

Настройка целей в Google Optimize

Сервис предлагает 3 стандартных цели, а также подгружает цели, настроенные в Google Analytics. Можно выбрать одну основную и до трех дополнительных целей, чтобы получить больше информации для анализа по результатам эксперимента.

Настройка целей в Google Optimize

У меня нет целей в Google Analytics, поэтому могу выбрать только один из стандартных вариантов: длительность сеанса, отказы, просмотры страниц

Шаг 6

Добавьте код Google Optimize на сайт и запустите эксперимент

Эксперимент почти готов к запуску. Осталось самое главное — добавить код Google Оптимизации на сайт. Для этого зайдите в настройки и скопируйте идентификатор вашего аккаунта в Оптимизации (если будете пользоваться Google Tag Manager) и код Оптимизации, если хотите добавить его на сайт вручную.

Как попасть в настройки аккаунта Google Optimize

Настройки аккаунта Google Optimize

Я настрою связь сервисом самым простым способом — использую плагин Google для WordPress. Если у вас сайт на WordPress, также можете использовать этот вариант. Все, что нужно сделать, — вставить скопированный идентификатор Оптимизации через плагин.

Готово. Теперь нажмите на ОК, чтобы запустить эксперимент.

Как запустить эксперимент в Google Optimize

Также эксперимент можно запланировать на конкретное время. Для этого кликните на значке часов рядом с кнопкой ОК. Установите дату начала и дату окончания эксперимента.

Максимальный срок эксперимента — 90 дней. Если даты не будет, то эксперимент завершится автоматически спустя три месяца.

После запуска эксперимента попробуйте несколько раз загрузить сайт с разных устройств, чтобы увидеть, срабатывает ли смена вариантов. Если вы заметите мерцание (как оригинальная страница меняется на один из вариантов), установите специальный скрипт с официального сайта Google.

Шаг 7

Следите за результатами

Результаты эксперимента будут отображаться на странице эксперимента на вкладке «Отчеты».

Где посмотреть результаты эксперимента в Google Optimize

Отчет в Google Optimize

Отчет по результатам А/Б-теста. Google рекомендует продолжать эксперимент

Отчет показывает:

  • количество сеансов пользователей;
  • количество достижений выбранных целей;
  • вероятность превосходства конкретного варианта;
  • статус эксперимента.

Приступать к анализу стоит минимум через несколько дней после начала.

Google рекомендует проводить эксперимент минимум 14 дней и завершить, когда один из вариантов достигнет 95% вероятности превосходства. Однако такое бывает редко. Поэтому ориентируйтесь на результаты и объем трафика. Можете рассчитать объем выборки с помощью калькулятора и ориентироваться на эти цифры.

Сообщение Как пользоваться Google Optimize появились сначала на Блог UniSender.

Читать далее

©