Декабрь is coming

Декабрь – традиционно горячее время для артистов. В этом месяце многие из них зарабатывают суммы, сравнимые с годовой выручкой, и практически каждый день у них расписан выступлениями. Исключением стал 2020 год, когда пандемия поставила всю event-индустрию на паузу. Тогда в обиход вошло слово «онлайн-мероприятие», но их делали еще очень не много и как у заказчиков, так и у организаторов не было четкого понимания как с этим инструментом грамотно работать. Артистам пришлось испытать настоящий стресс, ведь их работа неразрывно связана с эмоциями, им важна обратная связь с аудиторией и они отвечают за «химию», за тонкие процессы, которые происходят внутри мероприятия, за атмосферу, но переход в онлайн в период локдауна был неизбежен – это был единственный источник дохода у артистов в условиях запрета на массовые мероприятия.

Перестроиться на работу с камерой тет-а-тет вместо полного гостей зала получилось не у всех и не сразу – проще всего было ведущим, имеющим опыт работы на ТВ, а тяжелее – тем, кто привык работать исключительно в формате живого взаимодействия.

Мы решили выяснить, что сейчас происходит на рынке творческого труда, как повлиял на него повсеместный переход в онлайн, сколько сейчас зарабатывают артисты, отличаются ли их гонорары онлайн и офлайн, и в каких форматах им предстоит работать в декабре 2021.

[author_quote author_quote_fio=”Табриз Шахиди” author_quote_position=”президент компании «Империя Музыки»” author_image_id=”44094″ author_quote_site=”http://tabriz.ru” author_quote_fb=”https://www.facebook.com/shakhidi” author_quote_view_block_style=”wide” ]

2021 год для артистов российской сцены (за рубежом ситуация совсем плачевная) был намного успешнее, чем 2020. Несмотря на продолжающиеся переносы основной огромной массы публичных концертов, часть этих самых билетных концертов для широкой аудитории все-таки состоялась. Их было немного, проводили их в основном на страх и риск.

Что касается корпоративного и частного сектора, так называемых заказных концертов, то шатко-валко индустрия оживает: в течение 2021 года отмен и переносов было процентов десять.



Наступающий декабрь (даст Бог и вакцинированные граждане) воскрешает надежду на новое возрождение ивент-бизнеса в России. Во всяком случае, мы видим (и сами участвуем в этом), что топ-30 артистов на самые популярные даты уже забронированы: у них выкуплены по 2-3 выступления за вечер.

Таким образом, лидеры продаж в индустрии, в неполном списке которых, к примеру, LOBODA, Леонид Агутин, ZIVERT, Валерий Меладзе, БИ-2, Вера Брежнева, Григорий Лепс, Николай Басков, TEMNIKOVA, Филипп Киркоров, Дима Билан, JONY, Иванушки int., Полина Гагарина, Баста, вновь укрепили позиции и свое финансовое положение.

Что касается гонораров — у звезд первого эшелона они и так на пике, цифры сильно не изменились с 2019 года.

Другое дело молодые артисты, рост популярности которых закономерно повышает их стоимость: к примеру, гонорары Моргенштерна, JONY и Клавы Коки выросли с 2019 года в 2 и 3 раза.

[/author_quote]

[author_quote author_quote_fio=”Илья Авдюнин” author_quote_position=”Генеральный продюсер ABD: ENTERTAINMENT” author_image_id=”34519″ author_quote_site=”http://abd-ent.ru/” author_quote_fb=”https://www.facebook.com/ilya.avdyunin” author_quote_view_block_style=”wide” ]

Гонорары у артистов повысились, но, я думаю, что это произошло в связи с общей инфляцией. С некоторыми артистами можно договориться о небольшом снижении стоимости, если мероприятие в ближайшие дни.

В этом декабре у нас вообще очень много мероприятий, штат уже увеличили в 2 раза. Процентов 70-75 онлайн, 25-30 офлайн.

Гонорары за офлайн и онлайн не различаются – в целом артистам все равно как работать.

В онлайн-выступлениях есть важный нюанс — возникает отдельное аудио-визуальное произведение и должна быть предусмотрена защита авторских прав, об этом тоже важно помнить. Также должно быть согласовано использование этого произведения в своих коммерческих целях.

[/author_quote]

[author_quote author_quote_fio=”Ольда Кузьминых” author_quote_position=”Режиссер-постановщик” author_image_id=”49953″ author_quote_site=”” author_quote_fb=”https://www.facebook.com/oldart.fabrik” author_quote_view_block_style=”wide” ]

Изначально, когда онлайн только появился, артисты были не в восторге от нового формата работы, но теперь им гораздо проще пойти и отработать онлайн. Во-первых — он намного короче. Стандартная программа не длится более 3-4 часов, дальше уже зрителя очень сложно удержать. Поэтому всем очень удобно, что они могут взять в день по 3 проекта и заработать в 3 раза больше.

Что касается гонораров, то в самом начале пандемии цены были низкие, а сейчас уже стоимость выровнялась на уровень офлайна и, по большому счету, гонорар не отличается в проектах онлайн и офлайн.

Не все ведущие понимали  формат онлайн-проекта и как он устроен — где необходима пауза пока идет видео-заставка, как работать на камеру, общаться через экран и получать обратную связь от зрителя.

Конечно, есть профессиональные ТВ-ведущие формата Антона Камолова, с которыми вообще нет никаких проблем. Они в своей стихии и нет вопросов почему, как и что происходит — они могут занять время в эфире, разговаривая обо всем. Ведущим без такого опыта, конечно сложнее, но спустя 1,5 года пандемии, когда все поняли, что онлайн – это наше все, артисты приноровились к этому формату и уже даже кавер-группы не просто поют и играют, но и делают интерактивы, общаются со зрителями, получают обратную связь. Можно предоставить возможность заказать песни или сделать формат, где зрители голосуют за то, как именно будет исполнена следующая песня. Барабанщик или гитарист могут сделать эффектное соло. Мы делаем все для того, чтобы было ощущения присутствия и взаимодействия и не было грани между офлайном и онлайном.

[/author_quote]

[author_quote author_quote_fio=”Вадим Тебайкин” author_quote_position=”Владелец Slon event storytelling” author_image_id=”49954″ author_quote_site=”https://www.slonstories.ru/” author_quote_fb=”https://www.facebook.com/profile.php?id=100001547943716″ author_quote_view_block_style=”wide” ]

По нашей практике, в сравнении с 2019 годом, до начала пандемии, артисты подорожали и сейчас на офлайн запрашивают гонорары раза в полтора выше. В целом, медийные артисты никогда не двигались по цене и сейчас такая же тенденция.

Что же касается обычных каверов и немедийных коллективов, их стоимость осталась та же, к тому же с большинством можно договориться о скидке.

[/author_quote]

[author_quote author_quote_fio=”Артем Минасян” author_quote_position=”Председатель Ассоциации REMA, коммерческий директор в Eventum Premo” author_image_id=”44333″ author_quote_site=”https://eventum-premo.ru/” author_quote_fb=”https://www.facebook.com/artem.minasian” author_quote_view_block_style=”wide” ]

Существенного изменения на рынке артистов в этом году я не заметил, возможно небольшое повышение цен, связанное с ростом инфляции в целом.

Стоимость работы в онлайне и офлайне — одинаковая.

Артисты готовы делать скидки на объем, если мы делаем много мероприятий в течение определенного периода. Или если им нравится концепция мероприятия заказчика и они хотят быть частью этого проекта.

В Eventum Premo соотношение онлайна и офлайна примерно 20/80, но мы вообще «любим» живые мероприятия гораздо больше. Чаще всего мы делаем гибриды и считаем, что за ними будущее.

[/author_quote]

©