Ценообразование в дизайне не поддаётся логике. И особенно явно это прослеживается в стоимости логотипов: нельзя быть уверенным, что работа на миллионы рублей окажется успешнее бесплатного рисунка на салфетке. И как же тогда быть заказчику? Можно ли рассчитывать на хороший результат, заплатив n-ую сумму? И какая она, адекватная сумма за лого?

Все эти вопросы я задал своим коллегам из отдела дизайна Decision Pro.

Классный логотип — это какой?

«Если логотип нравится, то он классный. Если не нравится, то не классный», — это короткая версия нашего креативного директора Олега Третьякова.

Если логотип нравится, то он классный. Если не нравится, то не классный

Олег Третьяков, креативный директор Decision Pro

.

Длинная звучит следующим образом. У каждого свои критерии качества, и они меняются в зависимости от окружающих факторов и настроения. Из универсальных, по мнению Олега, можно выделить легенду, идею, баланс, эстетику и эмоциональность.

Логотипы, которые нравятся Олегу:

Без названия

Без названия

Арт-директор Михаил Цибулин согласен с Олегом — если логотип вам нравится и вы чувствуете внутренний «Wow!», то он классный.

Логотипы, которые нравятся Михаилу:

Без названия (1)

Без названия (2)

Креативный дизайнер Ирина Пурас добавляет ещё одно важное уточнение:«В лого на миллион всегда есть знак, — говорит она. — Ни один шрифт никогда не будет так эмоционален, как знак. Соответственно, в классном лого есть знак, который цепляет, его интересно разглядывать, в нем есть идея — чаще всего метафора, сформированная на стыке двух определений или ценностей бренда. К классному знаку прилагается не менее привлекательное шрифтовое написание».



Логотипы, которые нравятся Ирине:

Без названия (3)

Без названия (4)

Делаю вывод: дизайн, как и искусство, субъективен. На «нравится — не нравится» влияет собственный вкус и мода, тренды текущего периода. Для удачного лого нужно, чтобы «сошлись звезды».

Сколько стоит логотип и как формируется его стоимость?

Раз логотипы — дело вкуса и удачного стечения обстоятельств, есть ли смысл платить дорого? Сколько реально стоит логотип?

«Смысл платить больше есть, если, например, вы знаете работы этого дизайнера, доверяете его вкусу, вам нравится все, что он делает — это всё-таки даёт надежду на то, что работа вам понравится, — объясняет Ирина. — Или вокруг дизайнера есть большое инфополе, и ваш бренд может раскрутиться благодаря этому».

Михаил рассказывает, что стоимость логотипа формируется от времени, затраченного на его создание, квалификации команды, глубины исследований коммуникационной среды и конкурентов, проработки интеграции логотипа в коммуникацию.

Олег объясняет, чего примерно стоит ожидать от исполнителя в зависимости от цены, которую он называет заказчику:

  • «1,5-3 тысячи рублей – что сделают, то и берите. За новый сет, возможно, придется еще раз заплатить. Низкая мотивация. Конвейер.
  • 15-25 тысяч рублей – уже появляются варианты логотипа и этапы доработки. Как повезёт.
  • 80-150 тысяч рублей – будет хорошая презентация с описаниями идей. Идеи проработаны. Команда из трех-пяти специалистов. Результат вполне удовлетворительный. Надежно. Компромисс.
  • От 500 тысяч рублей до 1,5 миллиона – в меру известное агентство. Качественная разработка с анализом и обоснованиями. В этом случае клиенту уже понадобится включаться в процесс, так как «просто не нравится» – несерьезный аргумент. Профессионально. Прогнозируемо. Не поспоришь.
  • От 7 миллионов и выше – очень известное агентство. Мощная проработка, разработка стратегий, тесты с организацией фокус-групп и т.п. Это вовлеченность клиента в интересный процесс разработки. Презентации и брифинги, возможно даже с выездом на Тенерифе. Это сопричастность и возможность порулить известными классными специалистами. Для кого-то это важнее, чем сам логотип».

Как пример дорогой работы Олег приводит ребрендинг логотипа Pepsi за 1 миллион долларов в 2009 году: «Логотип Pepsi с его культовой комбинацией цветов и яркими линиями существует с 1940 года и считается одним из самых узнаваемых логотипов в мире. В 2009 году логотип подвергся минималистичному ребрендингу, а его основные элементы получили форму улыбки — попытка сформировать образ дружелюбного и доступного бренда, который обращается к потребителям во всем мире. Стоит отметить, что миллион долларов был оплачен только за дизайнерскую работу, которая длилась пять месяцев. Могу ли я сказать, что это дорого? Кто его заказал и кто его реализовал – молодцы. Мы тоже так хотим!»

Как показывает опыт, запредельные цены перестают воздействовать на качество разработки логотипа примерно в районе 500-800 тысяч рублей.

Михаил Цибулин, Арт-директор Decision Pro

.

Итак, стоимость работ во многом формируется исходят из расходов на обслуживание клиента. Непосредственно на саму работу по дизайну локальная студия или крупный сетевой гигант тратят одинаковое количество времени. Далее вступает в бой тяжелая артиллерия ― менеджеры и креативные директора, которые должны презентовать, обосновать и продать работу. Вы сами решаете, готовы платить за дополнительные навороты или нет.

И ещё. Потребитель не воспринимает отдельно логотипы, он воспринимает бренды. У крупных компаний, благодаря тому, что они успешные и знают себя, в основном удачные лого. Я не помню нюансов начертания Coca-cola, Nike, Mercedes, но они всегда перед глазами. Удачный лого для бренда ― когда в сознании потребителя бренд и его начертание появляются одновременно и неразрывно. Поэтому логотип ― это важная часть маркетинговой коммуникации, но далеко не единственная и не главная.

©